We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Texts and Contexts of the French Culture

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1-3 module

Instructor


Tokarev, Dimitri

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает углубление знаний об истории французской культуры в ряде ее литературных и философских памятников, способствует формированию понятия о периодизации культуры Франции новейшего времени, понятия об основных литературных жанрах изучаемой эпохи. Повествует слушателям о связи литературы и философии с общественно-политической жизнью и о ряде "культурных героев" новейшей Франции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата.
  • Повышение уровня историко-культурной компетенции;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных этапах формирования понятия французская нация.
  • Имеет представление о том, как творчество Монтеня вписывается в контекст формирующегося сознания Нового времени.
  • Может анализировать «Мысли» Паскаля, имеет представление о том, какие характерные черты свойственны его философии.
  • Имеет представление о формах репрезентации духа Энциклопедии у Дидро: диалог, комментарий, дигрессия.
  • Имеет представление о формах литературного и культурного процесса во Франции в начале 19 века и места, которое в нем занимает художественная и политическая мысль мадам де Сталь.
  • Понимает процессы адаптации французского либерализма на русской почве и их связь с проблематикой формирования русского литературного прозаического языка.
  • Имеет представление о проблематике фантастического в романтической литературе. Понимает особенности функционирования романтического и реалистического кодов в литературе
  • Может анализировать различные дискурсы _ романтический, медицинский и т.п. – романа Флобера.
  • Имеет представление о трех эпистемах, введенных в научный оборот М. Фуко, и о том, как роман Флобера фиксирует крах классической эпистемы.
  • Понимает исторический и культурный контекст, породивший понятие «проклятый поэт» во французской литературе; понимает, каким образом это понятие участвует в формировании национального литературного канона.
  • Имеет представление об особенностях возникновения декадентской литературы во Франции.
  • Знает о той ключевой роли, которую сыграло творчество А. Жарри в процессе зарождения авангардного искусства.
  • Имеет комплексное представление об эволюции понятия интеллектуал.
  • Имеет представление о концепте «чистая поэзия» в приложении к творчеству П. Валери.
  • Имеет представление об экзистенциальной философии Сартра и его основных художественных текстах.
  • Имеет представление о «новом романе» и его нарративных стратегиях.
  • Имеет представление о ключевых вопросах современной интеллектуальной жизни Франции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводно-обзорная лекция.
    Введение терминологического аппарата. «Что такое французская нация?»
  • М. де Монтень и формирование сознания Нового времени.
    Новый жанр эссе. Произвольность как механизм письма.
  • Б. Паскаль и философия как исповедь.
    «Пари Паскаля». «Французский Данте». Метафизика сердца. Паскаль и экзистенциализм
  • Д. Дидро и дух Энциклопедии.
    Диалог, комментарий, дигрессия. Война буффонов
  • Эссе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями»» (1800)
    Жермены де Сталь. О превосходстве французской нации и ее литературы. Понятие светской культуры. Учтивость. Испытание чужим: эссе «О Германии» (1810)
  • Б. Констан и французская либеральная мысль начала 19 века.
    «Метафизический язык» Констана и попытки его транспозиции в русской культуре.
  • О. де Бальзак
    Бальзак - от "неистового романтизма" к "неистовому реализму". Повесть О. де Бальзака «Луи Ламбер» как пример романтической "научной" фантастики
  • Флобер
    Роман Флобера «Госпожа Бовари».
  • Роман Флобера «Бувар и Пекюше» (1881) и крах классической репрезентативной эпистемы (М. Фуко).
    Герои романа как переписчики культуры.
  • А. Рембо – «проклятый поэт» как «национальный гений».
    Концепт modernité у Бодлера и Рембо. «Чудо-ребенок». «Наш Рембо»: католики, сюрреалисты и структуралисты о Рембо. «Впору ли французскому языку опыт поэзии?»: И. Бонфуа о Рембо и не только.
  • Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
    «Библия» декадентства.
  • Патафизика Франции: Альфред Жарри и зарождение авангарда.
    Постановка « Короля Юбю » в 1896 году. Новаторство Жарри. Папаша Юбю как «француз». Клинамен и теория случая. Новая наука - патафизика.
  • Рождение интеллектуала из писателя: Золя и его памфлет «Я обвиняю» (1898).
    История понятия «интеллектуал»: конфликты интерпретаций. Французский интеллектуал как социальный, национальный и литературный тип. Русский интеллектуал в обличье французского философа и функционера: Александр Кожев (Кожевников) и его семинар по «Феноменологии духа» Гегеля в Практической школе высших исследований в Париже (1933-1939). «Гегель как судьба Европы» в интерпретации Кожева. Влияние Семинара на его слушателей: Лакан, Батай, Арон, Мерло-Понти. Послевоенный спор Кожева о тирании с Лео Штраусом. «Сталинизм» Кожева. Понятие «конца истории» у Гегеля, Кожева и Фукуямы.
  • Поль Валери: интеллект и поэзия.
    «Чистая поэзия» в свете картезианского метода. Размышления Валери о современном мире.
  • Ж.П. Сартр – бытие, ничто, слова.
    Свобода и отчуждение. Экзистенциализм – это…
  • . Ален Роб-Грийе : писатель как соглядатай.
    Детективная составляющая романа. Эротизм и письмо. Генераторы текста. Текст как проект… революции.
  • Итоговое занятие.
    Дискуссии о «смерти интеллектуала» в современной Франции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 10 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Студенту предлагается выполнить эссе дома. Объем – 2,5 – 3 тысячи слов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дьяков, А. (2014). Монтень Как Современный Философ (К 480-Летию Со Дня Рождения). Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15613504
  • Скакун, А. А. (2015). Французская Культура Xvii Века И Ее Восприятие В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D40380D1

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892