• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Экспериментальные методы в языкознании"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Чернова Дарья Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе научно-исследовательского семинара "Экспериментальные методы в языкознании" будут рассмотрены принципы планирования и проведения лингвистического эксперимента, методы обработки полученных данных и интерпретации результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с современными методиками экспериментальных лингвистических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навык планирования экспериментального лингвистического исследования
  • Представление о методике шкалирования в экспериментальных лингвистических исследованиях. Навык обработки данных в эксперименте с методикой шкалирования.
  • Представление о подборе участников для экспериментального лингвистического исследования. Представление о методиках оценки языкового опыта и языковых навыков
  • Навык подбора стимульного материала для экспериментального лингвистического исследования.
  • Представление об экспериментах с регистрацией времени реакции. Навык использования специализированного ПО для проведения психолингвистических исследований.
  • Представление о принципах организации лингвистического эксперимента с использованием методики лексического решения. Навык обработки данных в экспериментах с регистрацией времени реакции.
  • Представление о принципах организации лингвистического эксперимента с использованием методики. Навык использования специализированного ресурса для проведения психолингвистических исследований.
  • Навык обработки данных, полученных в эксперименте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принципы и методы экспериментальных исследований в языкознании
    Планирование экспериментального исследования. Формулировка гипотезы. Дизайн экспериментального исследования. Процедура экспериментального исследования.
  • Методики экспериментальных исследований
    Опосредованные и непосредственные методики. Вопросно-ответная методика, методика шкалирования, ранжирования, ассоциативный эксперимент, методика заполнения пропусков. Выбор методики.
  • Организация экспериментального исследования: участники
    Подбор участников экспериментального исследования. Учет индивидуальных различий в языковом опыте и навыках
  • Организация экспериментального исследования: материал
    Подбор стимульного материала для лингвистического эксперимента. Специализированные ресурсы для подбора стимульного материала.
  • Методики экспериментальных исследований: эксперименты с регистрацией времени реакции.
    Задача лексического решения, чтение с саморегулировкой скорости, регистрация движения глаз.
  • Экспериментальные исследования ментального лексикона
    Методики, используемые для исследования структуры ментального лексикона. Планирование и проведение эксперимента использованием задачи лексического решения.
  • Экспериментальные исследования грамматики.
    Методики, используемые для исследования процессов синтаксического анализа. Планирование и проведение эксперимента использованием методики чтения с саморегулировкой скорости.
  • Интерпретация результатов эксперимента. Презентация результатов эксперимента.
    Обработка данных, подтверждение или отклонение гипотезы. Представление результатов исследования в виде тезисов, стендового доклада, устного доклада
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание 1
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Задание2
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Задание3
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Проводится в форме представления результатов работы по индивидуальному или коллективному проекту. Результаты анализа должны быть представлены в форме доклада с презентацией (20 минут) на выбранную тему из списка рекомендованных. Источники подбираются студентами самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки проекта, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Задание 1 + 0.2 * Задание2 + 0.2 * Задание3 + 0.4 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294