We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Experimental Methods in linguistics"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Чернова Дарья Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе научно-исследовательского семинара "Экспериментальные методы в языкознании" будут рассмотрены принципы планирования и проведения лингвистического эксперимента, методы обработки полученных данных и интерпретации результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с современными методиками экспериментальных лингвистических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навык планирования экспериментального лингвистического исследования
  • Представление о методике шкалирования в экспериментальных лингвистических исследованиях. Навык обработки данных в эксперименте с методикой шкалирования.
  • Представление о подборе участников для экспериментального лингвистического исследования. Представление о методиках оценки языкового опыта и языковых навыков
  • Навык подбора стимульного материала для экспериментального лингвистического исследования.
  • Представление об экспериментах с регистрацией времени реакции. Навык использования специализированного ПО для проведения психолингвистических исследований.
  • Представление о принципах организации лингвистического эксперимента с использованием методики лексического решения. Навык обработки данных в экспериментах с регистрацией времени реакции.
  • Представление о принципах организации лингвистического эксперимента с использованием методики. Навык использования специализированного ресурса для проведения психолингвистических исследований.
  • Навык обработки данных, полученных в эксперименте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принципы и методы экспериментальных исследований в языкознании
    Планирование экспериментального исследования. Формулировка гипотезы. Дизайн экспериментального исследования. Процедура экспериментального исследования.
  • Методики экспериментальных исследований
    Опосредованные и непосредственные методики. Вопросно-ответная методика, методика шкалирования, ранжирования, ассоциативный эксперимент, методика заполнения пропусков. Выбор методики.
  • Организация экспериментального исследования: участники
    Подбор участников экспериментального исследования. Учет индивидуальных различий в языковом опыте и навыках
  • Организация экспериментального исследования: материал
    Подбор стимульного материала для лингвистического эксперимента. Специализированные ресурсы для подбора стимульного материала.
  • Методики экспериментальных исследований: эксперименты с регистрацией времени реакции.
    Задача лексического решения, чтение с саморегулировкой скорости, регистрация движения глаз.
  • Экспериментальные исследования ментального лексикона
    Методики, используемые для исследования структуры ментального лексикона. Планирование и проведение эксперимента использованием задачи лексического решения.
  • Экспериментальные исследования грамматики.
    Методики, используемые для исследования процессов синтаксического анализа. Планирование и проведение эксперимента использованием методики чтения с саморегулировкой скорости.
  • Интерпретация результатов эксперимента. Презентация результатов эксперимента.
    Обработка данных, подтверждение или отклонение гипотезы. Представление результатов исследования в виде тезисов, стендового доклада, устного доклада
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание 1
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Задание2
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Задание3
    Задание направляется студентам по электронной почте. Не позднее назначенного преподавателем дедлайна студент обязан предоставить выполненное задания, направив его по электронной почте преподавателю.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Проводится в форме представления результатов работы по индивидуальному или коллективному проекту. Результаты анализа должны быть представлены в форме доклада с презентацией (20 минут) на выбранную тему из списка рекомендованных. Источники подбираются студентами самостоятельно в рамках выбранной темы для подготовки проекта, для её раскрытия в работе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Задание 1 + 0.2 * Задание2 + 0.2 * Задание3 + 0.4 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294