• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в языкознание

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Герасимов Дмитрий Валентинович


Мищенко Дарья Федоровна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть курса "Введение в языкознание" посвящена проблемам интонационной фонологии, лексической семантики, синтаксических структур и прагматики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
  • Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
  • Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
  • Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
  • Студент дает определение средствам и функциям интонации, проводит интонационное членение речи и аннотирует речь при помощи разных систем интонационной разметки (Е. А. Брызгуновой, ToBI, INTSINT)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интонационная фонология
    Интонация, просодия. Средства интонации – акустический, артикуляторный, перцептивный аспекты. Функции интонации. Просодические характеристики речи. Интонационное членение, его связь с синтаксисом. Иерархия интонационных единиц. Синтагма. Основные системы интонационной транскрипции.
  • Лексическая семантика
    Лексикология и лексикография. Компонентный анализ, семантические примитивы, прототипы, семантические карты
  • Прагматика
    Иллокутивные типы речевых актов, пресуппозиции, импликатуры, постулаты Грайса
  • Основные синтаксические единицы и явления
    Лексические классы и валентности, синтаксические отношения, кореферентность и анафора, полипредикативные конструкции, синтаксические нули
  • Основные подходы к устройству синтаксических структур
    Вербоцентризм и альтернативные подходы, структура зависимостей, структура составляющих
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. Задания разбиты по вариантам. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 90 минут.
  • неблокирующий Оценка за 1 год обучения
    Соответствует промежуточной оценке, выставленной в ведомость по результатам первого года обучения
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.65 * Оценка за 1 год обучения + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2016-705-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-6455-4, 978-5-9916-6594-0, 978-5-9916-6595-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987