• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе данного курса студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент знаком с основными подходами к анализу лексического значения, умеет применять их на практике
  • Студент знаком с основными понятиями прагматики, умеет различать компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
  • Студент умеет строить синтаксические деревья зависимостей и составляющих, владеет достаточным теоретическим аппаратом, чтобы аргументировать принимаемые при этом решения
  • Студент знает основные синтаксические единицы и явления, умеет анализировать с их помощью языковой материал
  • Студент знает средства и функции интонации, умеет проводить интонационное членение речи и аннотировать речь при помощи разных систем интонационной разметки (Е. А. Брызгуновой, ToBI, INTSINT)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интонационная фонология
    Интонация, просодия. Средства интонации – акустический, артикуляторный, перцептивный аспекты. Функции интонации. Просодические характеристики речи. Интонационное членение, его связь с синтаксисом. Иерархия интонационных единиц. Синтагма. Основные системы интонационной транскрипции.
  • (2018 год поступления и ранее, 2 курс) Основные подходы к устройству синтаксических структур
    Вербоцентризм и альтернативные подходы, структура зависимостей, структура составляющих
  • (2018 год поступления и ранее, 2курс) Основные синтаксические единицы и явления
    Лексические классы и валентности, синтаксические отношения, кореферентность и анафора, полипредикативные конструкции, синтаксические нули
  • Лексическая семантика
    Лексикология и лексикография. Компонентный анализ, семантические примитивы, прототипы, семантические карты
  • Прагматика
    Иллокутивные типы речевых актов, пресуппозиции, импликатуры, постулаты Грайса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Оценка за 1 год обучения
    Соответствует промежуточной оценке, выставленной в ведомость по результатам первого года обучения
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.65 * Оценка за 1 год обучения + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В.-ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2016-705-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-6455-4, 978-5-9916-6594-0, 978-5-9916-6595-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987