Все познается в сравнении. Межкампусная мобильность в Вышке в истории студентки Юридического факультета Анны Даниловой
Студентка 4 курса Юрфака Анна Данилова провела один год в Московской Вышке по программе академической мобильности, которую университет организует между своими же филиалами. Теперь она готова подробно рассказать, почему Юридический факультет Питерской Вышки и Факультет права Московской – это не только разница в названии, но и в выбранном пути.
Вышка большая… большая настолько, насколько внутри нее умещается целых четыре юридических школы. Они расположены на внушительном расстоянии друг от друга (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Пермь), что не мешает внешним наблюдателям делать предположения об их схожести, почти идентичности в технологии обучения, содержании курсов, списке преподавателей.
Пришло время проверить, так ли это на самом деле. Тем более наши студенты склонны проводить разнообразные исследования, используя для этого в первую очередь сравнительный метод.
Какова Ваша история знакомства с программой межкампусной мобильности? Вы заранее планировали свое участие, или все получилось спонтанно?
Про межкампусную мобильность я узнала от кураторов Юрфака еще на первом курсе. Тогда казалось, что я вряд ли смогу решиться на это. Мне было сложно представить, что можно уехать из родного Санкт-Петербурга, сменить кампус, преподавателей и одногруппников. Было волнительно, и одолевало много вопросов: что будет в общежитии, какими будут новые однокурсники, примут ли они меня в уже состоявшийся коллектив, насколько качественно обучение и пр. Однако после второго курса я все же решила, что надо воспользоваться возможностью, которую предоставляет университет. Поначалу ощущалось, как будто я перевелась в другой университет: было много различий между Юридическим факультетом в Санкт-Петербурге и Факультетом права в Москве, но со временем я привыкла.
Как проходят занятия на Факультете права в Москве в сравнении с Юридическим факультетом в Петербурге?
Опишу свой опыт. Лекции в нашем кампусе мне нравятся гораздо больше, поскольку и подача материала, и увлеченность преподавателя своей областью существеннее. По некоторым дисциплинам в Москве у меня сложилось впечатление, что было расплывчато, не всегда структурно. Большую часть тем нам просто не удавалось рассмотреть. На некоторых лекциях преподаватель тратил время на то, чтобы отметить наше присутствие, это было очень непривычно. На мой взгляд, на 3 курсе в этом нет особого смысла, поскольку время лекции идет, студентов много, а результат «отмечания» в ряде случаях ни на что не влиял.
Тем не менее, хотела бы отметить лекции по гражданскому праву, поскольку из всех предметов, которые были в моем учебном плане, они оказались наиболее содержательными и полезными.
Большой контраст я заметила и в проведении семинарских занятий. В Петербурге мы решаем задачи, в Москве – обсуждаем теорию. По сути, это выглядело в какой-то мере как повторение лекций. Но хочу особенно отметить, что многое зависело от преподавателя: за каждой группой был закреплен свой семинарист, соответственно, у каждого был свой подход к проведению занятий. Самые разнообразные семинары у меня были по предпринимательскому праву, поскольку они были довольно последовательны, мы обсуждали проблемные вопросы, решали кейсы. По остальным курсам мы в большей степени обсуждали теорию, решив за год лишь пару задач. В ряде случаев мне критически не хватало практики, поэтому при наличии свободного времени я решала те задачи, которые получали от своих преподавателей мои одногруппники в Петербурге.
Кроме того, вместо привычных двух семинаров подряд по одному предмету, как это принято у нас в Петербурге, в Московском кампусе за редким исключением семинары проходили раз в неделю. За полтора часа мы успевали не так уж много, время проходило быстро, а многие из вопросов так и не были обговорены и рассмотрены.
В Питерской Вышке, если у нас оставались какие-то вопросы, можно было спокойно подойти лично к лектору или семинаристу и задать их. Помню случаи, когда такое обсуждение затягивалось минут на 40 после последней пары, однако преподавателям было важно, чтобы мы точно разобрались в определенной теме. Даже преподаватели, занятия у которых с нами были год назад, приходили на помощь, если надо было решить какой-то вопрос. В Москве же не все лекторы и семинаристы, к сожалению, имели возможность ответить лично, остаться после пары, или ответить на вопрос по почте.
Также хотелось бы отметить работу учебного офиса на Юридическом факультете в Петербурге, который в течение всего года оперативно отвечал на множество вопросов, которые возникали в ходе учебного процесса. В Москве, во время взаимодействия с учебным офисом, у меня возникали некоторые сложности, вместе с тем, в итоге проблемы решались при активном участии сотрудников Питерской Вышки - Вершининой Валерии Сергеевны и Неупокоева Борислава Борисовича, которые всегда готовы были помочь.
Заметили ли Вы разницу между московской и петербургской школами права?
Определенно, да. В Петербурге на Юридическом факультете используется практикоориентированный подход, что, на мой взгляд, является большим преимуществом. Мы рассматриваем самые разные ситуации, решаем коллизии и довольно сильно погружаемся в темы. В Москве ситуация немного иная – на первый план выходит теория с некоторыми углубленными обсуждениями. Кроме того, более объективными в плане оценки полученных знаний и умений мне видятся правила Юрфака Питерской Вышки. На примере экзаменов: в Петербурге они письменные, на Факультете права – устные. Если в первом случае мы пользуемся правовыми базами, анализируя конкретную ситуацию с заданными условиями, то во втором – по сути, это результат того, как качественно мы расписали и выучили заранее данные нам билеты, не всегда подробно уходя в тему. Считаю, что по окончании университета более полезными будут знания, полученные при помощи практикоориентированного подхода.
В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества Юридического факультета Питерской Вышки?
Во-первых, как я и говорила ранее, это ориентированность на практику, а не только изучение теоретических основ. Во-вторых, сильный преподавательский состав, качественные курсы и широкие возможности в плане самореализации студентов. Преподаватели регулярно с большой заинтересованностью помогают студентам не только как наставники при изучении предметов, но и как тренеры в различных юридических конкурсах. Кроме этого, у нас есть студенческие научные клубы по разнообразным направлениям.
Какие у Вас планы на ближайший учебный год? На какие дисциплины обратите особое внимание, что Вас интересует?
Поскольку этот год для меня выпускной, хотелось бы особое внимание уделить выбранному направлению и заняться подготовкой к магистратуре. В предстоящем году нас ждет множество предметов по выбору. Особые надежды я возлагаю на новый предмет «Политические системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В остальном, обучаясь на Юрфаке Питерской Вышки, можно быть уверенным в качестве предстоящих дисциплин.