Вы не будете прежними: как мы обучаем профессионалов для будущего?
Мир стремительно усложняется, знание множится, а новые технологии требуют от каждого развивать коммуникативные навыки тщательнее прежнего.
Юридическая профессия является средоточием этих процессов, поскольку она в высокой степени прикладная и в то же время не обходится без надежного теоретического фундамента, а еще напрямую связана с оказанием помощи людям, обществу. Отсюда и известное сравнение юристов с врачами: действия и тех, и других почти сразу и нередко значительно влияют на человеческую жизнь.
Эта ключевая особенность требует длительной и разнообразной подготовки, которую традиционный гуманитарный подход не обеспечивает. И правда, сможет ли хирург провести успешную манипуляцию в операционной, если все, к чему он прикасался до этой важной минуты – книги и журналы с описанием аналогичных (а может, и крайне отдаленных) случаев в практике коллег? Доверились бы вы такому медику?
Так и с юристом, опыт которого складывается не в заунывном воспроизведении текстов различной сложности по поводу и без, но в возможностях структурировать любую запутанную ситуацию и сконструировать модель решения проблемы, а затем реализовать эту модель известными инструментами, например, подготовкой претензии поставщику.
Таким образом, в пору профессионального взросления юристу недостаточно лишь прочесть и прослушать, что, как было доказано нейробиологами, отнюдь не в полной мере заставляет мозг учиться. Но ему предлагается упражнять себя в решении задач, то есть максимально приближенных к реальным случаев, которые и расширяют модельный ряд типичных и экстраординарных проблем в библиотеке памяти юриста, нередко требуют теоретического анализа, позволяют тренировать умение правильно подбирать инструменты.
Обеспечить качественное образование для деятельности, которая в том числе сопровождает работу в иных областях, в первую очередь, экономике, промышленности, политике, IT, управлении, медицине, непросто. Несмотря на повсеместную открытость и разнообразие информационных источников, даже упорное самостоятельное исследование этих текстов не позволит овладеть юридической профессией. В чем же секрет?
Основные элементы образовательного процесса по версии Юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
1. Лекционный курс выстроен вокруг важных современных проблем.
Авторский курс разработан с учетом научных и методических достижений современной мировой романистики и этим отличается от курсов римского права во многих других вузах, традиционно читаемых по значительно устаревшим советским учебникам середины XX в. Курс не ограничивается изложением исторической направленности, но заостряет внимание студента на преемственности между собственно римским правом, европейской романистической традицией и правом современным, в том числе российским.
2. Практические профессиональные навыки отрабатываются на семинарах решением задач, проведением модельных переговорных и судебных процессов.
На семинарах студенты участвуют в тренировочных судебных процессах; кроме того, студенты работают над составлением процессуальных документов сторон спора, которые проверяет преподаватель и обязательно даёт к ним подробные комментарии. Некоторые преподаватели в процессе обучения предоставляют студентам для изучения собственные процессуальные документы. Юрист должен быть хорош не только и не столько в офисе, сколько в споре, в суде, при разрешении юридического конфликта. Навыки процессуальной работы, с доводами, доказательствами, имеют межотраслевое значение, то есть востребованы в качестве отдельных, специальных скилов юристами почти всех профессий, в связи с чем особенности занятий, перечисленные выше, просто необходимы.
Антонов Даниил Геннадьевич
Кафедра финансового права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
о курсе "Налоговое право"
3. Тренировка важных в современном технологическом пространстве навыков работы с людьми и информацией.
Креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация – это навыки XXI века (навыки 4К), которыми должен обладать профессионал! Основы «Теории государства и права» мы обсуждаем на примерах неординарных кейсов, диспутов с награждением победителей, интерактивных квизов, и даже инсценировки судебного процесса, отражающего самый важный философско-правовой спор о том, должно ли право соответствовать морали. А в рамках научно-исследовательского семинара «Введение в специальность» мы будем читать книги, смотреть фильмы о судьях, прокурорах, адвокатах, следователях и задавать каверзные вопросы «живым» практикующим юристам, которых пригласим в гости. Научимся работать в команде, писать свои собственные научные статьи, критиковать чужие, не бояться публичных выступлений и креативно оформлять презентации с результатами исследований.
Осветимская Ия Ильинична
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Доцент
о курсе "Теория права" и "Введение в специальность"
4. Обучение через встречи с практикующими специалистами и обсуждение причин введения тех или иных законодательных правил, принятия решений.
На занятия приглашаем узких специалистов (арбитражные управляющие, юристы, специализирующиеся на работе с проблемными активами в банковском секторе, и т.д.) Учимся рассуждать, рассматриваем проблему с разных сторон. При этом, рассматривая конкретные правовые конструкции, мы не ограничиваемся изучением действующего правового регулирования и правоприменительной практики, но и определяем причину появления этой конструкции, анализируем вопросы, возникающие при ее применении, и обсуждаем, каким образом должна решаться та или иная задача, исходя из цели конструкции, а также из общих принципов; учимся толковать нормы права.
Лукьянчикова Елена Николаевна
Кафедра финансового права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
о курсе "Предпринимательское право" и "Банкротное право"
5. Поиск баланса между теоретизированием и экспертизой практика, справедливость.
Классическая цель преподавания – студенты должны знать предмет. Применительно к процессуально-правовым дисциплинам - априори сложным вещам – особенно важно, чтобы студент понимал и умел применять знания, и чтобы был обеспечен баланс между этими категориями. Перекос в сторону одного повлечет «беззащитность» молодого специалиста перед практикой, которая далеко не всегда отвечает ожиданиям теоретиков и требованиям законодательства. Акцент на другом может превратить бывшего студента в «бездумного» («бездушного», если угодно) оформителя процессуальных документов, что в уголовной юстиции недопустимо. На семинарских занятиях основное внимание уделяется навыкам исследования фактических обстоятельств и умениям принимать на их основе решения, при этом «слыша» свой внутренний голос справедливости (не зря статья 17 УПК РФ отсылает к совести лица, оценивающего доказательства).
Краснов Василий Евгеньевич
Кафедра конституционного и административного права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
о курсе "Уголовно-процессуальное право"
Кафедра финансового права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
Все новости автора
Кафедра конституционного и административного права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
Все новости автора
Кафедра финансового права (Санкт-Петербург): Старший преподаватель
Все новости автора
Кафедра теории и истории права и государства (Санкт-Петербург): Доцент
Все новости автора
Кафедра гражданского права и процесса (Санкт-Петербург): Профессор
Все новости автора
Тузов Даниил Олегович
Кафедра гражданского права и процесса (Санкт-Петербург): Профессор
о курсе "Римское частное право"