• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Дизайн»

07
Апрель

История и теория дизайна

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Котлярова Любовь Константиновна

Программа дисциплины

Аннотация

Студент получает представление об эволюции искусства и дизайна. В рамках курса студент познакомится с базовыми знаниями в области теории и истории дизайна, ключевыми этапами развития мировой истории современного искусства, ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, стилистическими направлениями искусства. Изучение курса будет способствовать формированию и развитию способности актуализировать знания посредством использования глобальной информационной сети и печатных изданий; профессионального мышления, снабжает их студентов материалом для будущей работы. Студент приобретет навыки использования профессиональных приемов сбора и отбора фактов истории, их с применения в собственных творческих работах; анализа проблем и тенденций развития современного дизайна; критического соотношения стилей дизайна и других визуальных искусств. По дисциплине предусмотрены следующие элементы контроля: работа на занятиях, домашнее задание, промежуточный тест, экзамен. Ни один из элементов контроля не является блокирующим. Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Современный дизайн, Креативное проектирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут анализировать и критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
  • Целями освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, студенты учатся профессиональным приемам сбора и отбора фактов истории искусства дизайна и навыками применения их в собственных творческих работах. В ходе дисциплины студенты овладеют навыками анализа проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стили дизайна (фовизм, экспрессионизм, кубизм, авангард, футуризм, поп-арт, минимализм и др.), иных визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты изучат историю Античного театра и театра Средних веков.
  • Студенты изучат историю театра эпохи классицизма и эпохи Просвещения.
  • Студенты изучат историю театра эпохи романтизма, реализма и театр рубежа XIX и XX веков.
  • Студенты изучат основы рекламного языка, текста и образа в исторической перспективе, познакомятся с историей появления рекламных агентств, образом потребителя, теорией рекламы и медиа, историей взаимоотношений рекламы и пропаганды, узнают о креативной революции и связанными с ней феноменами.
  • Студенты изучат особенности ремесла дизайнеров по костюмам в кино, знакомятся с эволюцией моды на экране. Узнают, как разрабатывается концепция кино-образа, как через внешний облик и костюм раскрывается психология персонажей фильмов, и как экранные образы коррелируют с общими тенденциями моды XX-XXI века.
  • Студенты изучат эволюцию костюма и моды с древних цивилизаций до начала XX века, сформируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста, познакомятся с концепциями исторического костюма, получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов, изучат стилистическое своеобразие моды в процессе ее исторического становления.
  • Студенты изучат эволюцию моды XX века, сформируют представление о смене модных тенденций в рамках культурно-исторического и социального контекста. Студенты познакомятся с особенностями развития моды XX века, узнают о ключевых дизайнерах и модельерах последних 150 лет, а также получат представление о влиянии истории культуры на формирование модных силуэтов
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна первой половины 20 века.
  • Студенты изучают основы теории игр.
  • Студенты изучают особенности современных видеоигр.
  • Студенты изучают раннюю историю видеоигр.
  • Студенты научатся анализировать тексты, связанные с теорией современной культуры.
  • Студенты научатся высказывать аргументированное мнение по вопросам, связанным с современной культурой.
  • Студенты обучатся созданию комиксов.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на теорию.
  • Студенты познакомятся с византийским, древнерусским, сербским, средневековым искусством, изучат влияние иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства Средних веков на дальнейшее развитие искусства.
  • Студенты познакомятся с европейским и голливудским кинематографом 1930-1940-х годов, развитием киноискусства в послевоенное время, японским кинематографом и французским кино периода "Новой волны"
  • Студенты познакомятся с европейским кинематографом 1950-1990-х годов, возникновением феномена авторского кино, кинематографом советской "оттепели".
  • Студенты познакомятся с ранним периодом развития кино как технического новшества и развлекательного объекта, проанализируют немые картины.
  • Студенты получат системное представление о современном коммерческом и авторском кино.
  • Студенты получают системное представление об истории иллюстрации с момента ее появления до Нового времени.
  • Студенты получают системное представление об истории развития иллюстрации от Нового времени до наших дней
  • Студенты получают фундаментальные знания о технологиях создания визуальных эффектов в кино.
  • Студенты получают фундаментальные знания об эстетике визуальных эффектов в кино.
  • Студенты прослушают курс по истории и эстетике новейших медиа, сосредоточат внимание на таких видах искусства, как перфоманс, саундарт, медаинсталляция, нет-арт и др. Изучат перфоманс и инсталляции, их истории и эстетики.
  • Студенты углубляют свои знания теории игр.
  • Студенты узнают об эволюции искусства и дизайна
  • Студенты учатся работать над комиксами в небольших группах, формируют умения работать в команде, готовность изменять свою идею, соразмерять ее с общим планом издания. Формирование единого стиля работы в команде. Использование полученных знаний, четкое и точное выполнение техзадания и написание сценария по заданному плану. Умение четко следовать прописанному сценарию
  • Студенты учатся создавать комикс в собственном стиле.
  • Студент знает историю эволюции книг, книгопечатания, трансформацию форм библиотек, историю европейской прессы, а также историю русской и американской прессы, историю радио, фотографии и телевидения, систематические теории медиа, философию и археологию медиа, а также теорию новых медиа.
  • Студент знает знаковые анимационные фильмы и ключевых режиссеров мировой анимации.
  • Студент знает сущностные характеристики медиаискусства, художественные стратегии видеоартистов и технологические «горизонты», которые окажут прямое воздействие на видеоарт будущего
  • Студент знает технологии съемки, проявки и печати, знает основные «поворотные моменты» в истории фотографии с конца XIX века по 1950-е годы. Студент знает такие феномены, как фотографическая серия и фотокнига.
  • Студенты владеют терминологическим аппаратом по истории и теории дизайна
  • Студенты изучат историю театра Возрождения
  • Студенты изучат темы охватывающие базовую модель психики и её применение для разработки коммуникаций, а также основные закономерности зрительного восприятия в дизайне
  • Студенты изучают историю видеоарта и основные периоды его развития Студенты знакомятся с ключевыми видеохудожниками в истории современного искусства.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна конца 19 века.
  • Студенты изучают историю промышленного дизайна середины века.
  • Студенты изучают современный промышленный дизайн.
  • Студенты обучаются основам драматургии, основной акцент в первом блоке курса сделан на практику.
  • Студенты совершенствуют навыки создания комикса.
  • Студенты способны применять знания по истории и теории дизайна в своих работах
  • Студенты узнают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства.
  • Студенты узнают об эволюции искусства и дизайна.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия
  • История и теория дизайна
  • История медиакультуры
  • Консультации по визуальным исследованиям (этап 1)
  • История и теория современного искусства
  • Сценарное мастерство (часть 1): сценарий социального комикса
  • История фотографии
  • Консультации по визуальным исследованиям (этап 2)
  • История костюма
  • Сценарное мастерство (часть 2): сценарий журнального комикса
  • Мода и кинематограф
  • Сценарное мастерство (часть 3): командная работа
  • История анимации
  • Современное искусство
  • Сценарное мастерство (часть 4): детский комикс
  • Медиа-арт
  • История промышленного дизайна
  • Мода в культуре XX века
  • История видеоарта
  • Византийское, древнерусское искусство и авангард
  • Теория игр
  • История рекламы
  • История видеоигр
  • Основы драматургии
  • История иллюстрации
  • Специальные и визуальные эффекты: история и технологии
  • История театра
  • История кино
  • Теория культуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест 1
    Промежуточный письменный тест состоит из четырех заданий, тематика которых охватывает изученный материал. Промежуточный тест 1 выполняется в аудитории в течение 80 минут. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (развернутый ответ на два вопроса по материалу 4-го модуля) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://moodle.org), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест
    Промежуточный тест состоит из двух заданий. Для выполнения задания 1 преподавателем выдается карточка с двумя изображениями. Задание 2 представляет собой тест с 26 вопросами закрытого типа. Выберите один верный вариант ответа из предложенных. На выполнение теста отводится 80 минут (по 40 минут на каждое задание). Тест выполняется в аудитории. Пользоваться информационными источниками, в том числе электронной техникой во время написания теста запрещается. Тест выполняется самостоятельно. Максимальный балл за тест – 10 баллов (5 баллов – задание 1, 5 баллов – задание 2).
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание состоит из четырех частей. Тематика заданий охватывает изученный материал курса. На выполнение домашнего задания отводится четыре недели.
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Во время экзамена студент должен письменно проанализировать выданные ему слайды. На выполнение задания итогового экзамена отводится 50 минут (по 10 минут на каждый слайд). Работа выполняется индивидуально в аудитории, использование источников информации во время экзамена запрещено.
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый экзамен
  • неблокирующий Промежуточный тест 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2018/2019 учебный год 4 модуль
    0.6 * Итоговый экзамен + 0.1 * Работа на занятиях + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Промежуточный тест
  • 2019/2020 учебный год 2 модуль
    0.6 * Промежуточный тест 1 + 0.4 * Работа на занятиях
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.1 * Промежуточный тест 2 + 0.15 * Домашнее задание + 0.2 * Работа на занятиях + 0.3 * 2019/2020 учебный год 2 модуль + 0.25 * Итоговый экзамен
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.6 * Промежуточный тест + 0.4 * Работа на занятиях
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.3 * Итоговый экзамен + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * 2020/2021 учебный год 2 модуль + 0.15 * Работа на занятиях + 0.15 * Промежуточный тест
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.45 * Итоговый экзамен + 0.15 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ванюшкина Л. М., Тихомиров С. А., Куракина И. И., Дмитриева Л. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЭПОХИ И ОБРАЗЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 538с. - ISBN: 978-5-534-07165-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstv-epohi-i-obrazy-441304
  • Графический дизайн: стилевая эволюция: Монография / И.Г. Пендикова, Л.М. Дмитриева - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/939291
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Кузвесова Н. Л. - ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА: ОТ ВИКТОРИАНСКОГО СТИЛЯ ДО АР-ДЕКО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11946-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-dizayna-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-446480
  • Куркова Н. С. - АНИМАЦИОННОЕ КИНО И ВИДЕО: АЗБУКА АНИМАЦИИ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-11227-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/animacionnoe-kino-i-video-azbuka-animacii-444915
  • Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 272 с. — ISBN 5-94074-087-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1103 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Медиакультура : словарь / составитель Н. Б. Кириллова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 196 с. — ISBN 978-5-9765-3871-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119060 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Паниотова Т.С. под ред., Драч Г.В. под ред. и др. - История искусств (для бакалавров) - КноРус - 2016 - ISBN: 978-5-406-05096-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918903

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nejmaoui, N. (2019). Improving EFL Learners’ Critical Thinking Skills in Argumentative Writing. English Language Teaching, 12(1), 98–109. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1200049
  • Графический дизайн рекламы. Плакат / Веселова Ю.В., Семенов О.Г. - Новосиб.:НГТУ, 2012. - 104 с.: ISBN 978-5-7782-2192-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556602
  • История рекламы: Учебное пособие / Шестаков Ю.А., - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 259 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01496-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534016
  • Нуркова, В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии [Электронный ресурс] : Культурно-исторический анализ. - Москва : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 287 с. - ISBN 5-7281-0765-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/457336
  • Паниотова Т.С., Драч Г.В. ред. и др. - История искусств - КноРус - 2012 - ISBN: 978-5-406-00926-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/905281