Руководитель проектно-учебной лаборатории "Управление Репутацией в Образовании" приняла участие в конференции по Прикладному проектному обучению.
Агентство социальных инвестиций и инноваций и Институт социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ 27 мая организовали конференцию, посвященную прикладному проектному обучению в партнерстве с НКО, или интеллектуальному волонтерству (как часто называют такой вид деятельности).
Реализация «третьей миссии» университета сегодня становится актуальной повесткой как институтов образования, так и общества в целом. Навыки, получаемые студентами во время обучения в вузе – как профессиональные, так и прикладные проектные, а также soft skills, используются в проектах с самим широким кругом партнеров, особенное место среди которых занимают некоммерческие организации.
В рамках конкурса «Поведай миру», реализуемого Агентством социальных инвестиций и инноваций и НИУ ВШЭ при поддержке Фонда президентских грантов, а также проекта «Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета», реализуемого ИСЭП НИУ ВШЭ при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина, состоялась конференция, в которой приняли участие практики реализации прикладного проектного обучения (НКО, социальные предприниматели, представители вузов, бизнеса, а также студенты).
Конкурс «Поведай миру» был запущен летом 2021 г. и направлен на выявление наиболее интересных задач со стороны представителей третьего сектора, над решением которых работали студенты НИУ «Высшая школа экономики» в рамках прикладного проектного обучения. Победителями стали 30 организаций со всей России.
На конференции поделились результатами проведенной работы, уроками, выводами, сделанными проектной командой.В том числе выступила и руководитель проектно-учебной лаборатории "Управление репутацией в образовании" - Магдалена Гаете, с презентацией на тему project-service learning и устойчивого развития. Магдалена представила направление обучение служению, которое активно развивается на кампусе «Вышки» в Санкт-Петербурге и сочетающее в себе экспериментальный подход к обучению с инновационной практикой преподавания.
В рамках фестиваля реализованных прикладных студенческих проектов два студенты НИУ ВШЭ СПб рассказали о своём опыте и результатах работы. Студентка 1 курса Политология и мировая политика, Лемешко Валентина, выступила с докладом о проведенном проекте U-turn "Про жЫзнь.RealiТы". Студент 2 курса ОП Экономика Максим Ким презентовал проект посвященный поддержке благотворительного фонда "Апрель".
Дискуссия
В рамках дискуссии эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга и Кемерово обсудили следующие вопросы: какие подходы и методологии позволяют прикладному проектному обучению быть максимально эффективным; для чего необходимо в вузах внедрять обучение служению или интеллектуальное волонтерство; как все участники процесса оценивают вклад прикладного обучения в развитие третьей миссии университетов.
Шадрин Артем Евгеньевич, директор ИСЭП, в своем вступительном слове отметил, что «третья миссия стала уже мейнстримом образовательной деятельности вузов и связана с оказанием социально-экономической поддержки городу, региону, стране». По мнению Артема Евгеньевича, в ходе работы над проектами студентам удается одновременно нарастить и профессиональные компетенции, и «мягкие навыки», востребованные на рынке труда. В рамках реализации проекта по развитию интеллектуального волонтерства, поддержанного в 2021 году Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества, был внедрен очень важный элемент – конкурс задач от некоммерческих организаций и социальных предприятий «Поведай миру». Данный конкурсный инструмент позволил не только собрать задачи от реального сектора, но и оценить реалистичность поставленных задач. На основании опыта пилотного этапа выработан формат постановки задач, который будет понятен как студентам, так и внешним заказчикам.
Шульгина Наталья Юрьевна, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина, рассказала о тех мерах поддержки, которые предоставляет Фонд на развитие «третьей миссии» университета: «В «третьей миссии» заложена ценность партнерских отношений и соучастия. Институции и внешние заказчики получают новый, свежий взгляд и помощь со стороны студентов. Студенты, принимавшие участие в проектах, поддержанных Фондом, отмечают важность работы над конкретной социально значимой задачей, а не над теоретическим учебным заданием. Преподаватели по итогам получают новый опыт продюссирования проектной деятельности, а вузы - модель подготовки кадров, востребованных работодателем и сообществом».
Виктория Петровна Кожанова, менеджер программы "Добро.Центры" Ассоциации волонтерских центров, представила участникам дискуссии комплекс мер, разработанных Ассоциацией волонтерских центров по развитию добровольчества в вузах.
Анистратенко Оксана Борисовна, исполнительный директор АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций», прокомментировала вклад таких инициатив, как развитие интеллектуального волонтерства в вузах, в развитие проектного обучения: «Согласно исследованию, проведенному специалистами НИУ ВШЭ, 60% студентов российских вузов не участвуют в проектной деятельности во время своего обучения. Тем самым, они упускают возможность начать использовать свои знания на практике на ранней стадии. Наш проект нацелен на увеличение участия студентов в социально полезной деятельности».
Запись конференции доступна по ссылке: https://youtu.be/hWAeQdctdio