Ученые всех стран, объединяйтесь: как интернационализировать науку в цифровой эпохе
Какое влияние оказала пандемия на международные связи университетов? Кто должен управлять интернационализацией науки в вузе? Может ли региональный университет влиять на мировую научную повестку? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола «Интернационализация науки в цифровой реальности», который состоялся 30 марта. Его организатором выступил питерский кампус Высшей школы экономики.
Более 70 человек, представляющих 50 университетов из четырех стран мира, – в таком масштабном формате прошел круглый стол, организованный Центром организации науки и академического развития и Лабораторией управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Его участники обсудили, что такое интернационализация науки, как она меняется в новой цифровой реальности и каким образом встраивать университет в мировую научную повестку.
Магдалена Гаете
В начале мероприятия старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экономики образования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, исследователь в Центре управления и репутации университетов Университета Наварры (Испания) Магдалена Гаете отметила, что тема интернационализации науки является особенно актуальной в свете событий, происходящих в мире: «Сегодня мы как представители сферы науки и высшего образования, с одной стороны, должны объединиться с коллегами в разных странах и помочь мировому сообществу справиться с последствиями пандемии. А с другой – мы наблюдаем очередную волну так называемого «оттока глобализации», которая, как прогнозируют эксперты, продлится не менее 4 лет». По мнению Магдалены, в этих условиях вопросы международного научного сотрудничества приобретают особую актуальность.
Взгляд из-за рубежа: виртуальный образ и экспорт образования
Что меняется в международном научном сотрудничестве сейчас и какие новые понятия вводит в образовательной среде онлайн, на примере Финансовой академии в городе Нур-Султан (Казахстан) рассказала ее ректор Марина Скиба: «Мы дистанциируемся в реальной жизни, но в то же время мы начинаем тесно коммуницировать в цифровой реальности. Такого количества гостевых лекций, которые организовали в рамках образовательных программ в этом году, в нашем вузе еще не было. Это послужило стимулом, чтобы объединиться, обменяться новостями; в хорошем смысле мы стали жадными до изменений, коммуникаций, встреч. Но появился еще один аспект, который не для всех стал приятным, – это то, что мы стали иметь виртуальные образы». Марина Скиба подчеркнула, что в новой виртуальной реальности полностью отделить личное Я от образа профессионала, связанного с университетом и исследованиями, уже не выйдет.
Марина Скиба
Здесь должен быть баланс, как мы будем строить этот образ. Если в реальной жизни мы вышли из здания вуза и все мы являемся сами собой, то в виртуальном пространстве этого не возникает: и где бы мы не находились, репутация наших организаций всегда состоит из репутаций ее членов
Также ректор Финансовой академии отметила, что цифровизация образования принесла не только новые проблемы, но и возможности для интернационализации. «Самое главное, что приходится сейчас делать, – развивать вуз не только как реальный, но и как цифровой феномен. Мы четко должны говорить о ценностях и приверженностях им, потому что ценности очень четко прослеживаются в цифровой среде (есть ли прозрачность, студентоориентированность и т.д.)», – сказала она.
Преподаватель Университета Туриба (Латвия) Карина Янсон говорила о латвийской политике экспорта образования. В частности, спикер рассказала, что Министерство образования и науки Латвии не предпринимает централизованных усилий для организации экспорта образования и продвижения университетов на зарубежные рынки. «Оно полагается в этом на сами университеты, которые осуществляют директ-маркетинг. Одной из лучших практик является так называемое соглашение о привлечении иностранных студентов, – объяснила Карина Янсон. – Оно нужно для того, чтобы министерство могло контролировать уровень качества предоставляемых услуг и поддерживать общую репутацию научного и образовательного бренда страны. Университеты заключают это соглашение с министерством, они обязуются поддерживать определенный уровень услуг для иностранных студентов. В обмен на это вузы получают возможность участия в госпрограммах поддержки: выставки, стипендии для иностранцев и т.д.».
Российские реалии: иностранцы в вузах и новые цифровые практики
Что происходит с интернационализацией науки и высшего образования в России, рассказали эксперты ведущих университетов. Доцент РУДН Аду Яо Никэз, который является президентом Ассоциации иностранных студентов России, посвятил выступление тому, как переход в цифру сказался на отечественных вузах: «Несмотря на все трудности, связанные с пандемией, российское образование справилось с поставленными задачами хорошо по сравнению с коллегами из других стран. Ковид оказался не только проблемой, но и положительным образом повлиял на систему, поскольку способствовал росту интереса к цифровизации сферы образования».
Аду Яо Никэз
Кроме того, спикер ответил на вопрос аудитории: «Что нужно делать российским вузам, чтобы больше студентов поступало на программы магистратуры и аспирантуры?». «Я думаю, что нужно пересмотреть политику привлечения студентов: предоставлять грантовую помощь на уровне государства, а не на уровне университетов», – полагает Аду Яо Никэз.
Декан Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Ирина Щемелева поделилась опытом привлечения иностранных магистрантов и аспирантов в эпоху пандемии. «Один из наших новых проектов – так называемый Global Outreach. Вместо традиционных презентаций программ мы просим преподавателей сделать лекции, чтобы показать уровень (научный в том числе) деятельности на магистерских программах – это такое содержательное продвижение МП через организацию лекций ведущих ученых, работающих на них», – рассказала она.
Ирина Щемелева
В этом году представители питерской Вышки присоединились и к общеуниверситетскому проекту Study Tour Experience. «Мы предлагаем ребятам на неделю стать студентами Вышки: они могут посещать реальные лекции реальных преподавателей, – объяснила Ирина Щемелева. – У нас в проекте уже приняли участие 30 студентов из 13 стран».
Магдалена Гаете представила кейс Университета Наварры и стратегии устойчивого развития 2025. Магдалена подчеркнула, что «на цифровом уровне университеты сталкиваются с вызовом дифференциации, чтобы иметь возможность подчеркнуть в своих сообщениях, что на самом деле делает их привлекательными как для будущих студентов, так и для исследователей из других университетов».
Марина Махотаева, директор Центра организации науки и академического развития, в своем выступлении отметила, что именно магистерские и аспирантские программы — большая «боль» российских вузов, стремящихся привлечь иностранных студентов: «Анализ российской практики показал: доля магистров и аспирантов очень незначительна по сравнению с долей студентов бакалаврских программ. Помимо этого, в наших вузах практически отсутствует международное позиционирование научного потенциала.
Ведущие зарубежные ученые, работающие в России, слабо интегрированы в корпоративную культуру университетов
Опыт зарубежных университетов показывает, что организация международного научного сотрудничества и электронной интернационализации науки входит в функционал научных администраторов».
Марина Махотаева
Поэтому в своем докладе Марина Махотаева задалась вопросом: кто и каким образом должен управлять интернационализацией в университете и как выстраивать внутренние бизнес-процессы: «Все университеты занимаются управлением научной деятельностью, но оно представлено больше администраторами, организаторами науки, которые редко занимаются интернационализацией и позиционированием научного бренда университета. В то же время почти все вузы занимаются управлением международной деятельностью, но международные службы редко занимаются интернационализацией науки. И, конечно, университеты занимаются управлением маркетингом и пиаром, но зачастую эта работа сосредоточена на национальном и региональном позиционировании и продвижение университета не выходит за эти рамки».
Тему позиционирования научных брендов университетов в цифровой реальности подняла ведущий аналитик Центра организации науки и академического развития НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, эксперт в области международного и цифрового маркетинга университетов Ольга Бакуменко. Она представила результаты исследования цифрового научного брендинга университетов разных стран и отметила, что ведущие университеты России отлично позиционируют имидж научного бренда на своих сайтах и очень мало внимания уделяют идентичности бренда или корпоративной культуре:
Ольга Бакуменко
«По сравнению с зарубежными конкурентами мы мало рассказываем о наших ученых и научном сообществе, научных ценностях и приоритетах, а также редко отражаем корпоративную социальную ответственность и научный вклад в преодоление последствий пандемии».
Ольга Бакуменко отметила, что если российские университеты хотят развивать международное научное сотрудничество, привлекать зарубежных ученых, набирать талантливых студентов на программы магистратуры и аспирантуры, быть привлекательными для международных партнеров и организаций, то важно формировать доверие к научному бренду через диалог с зарубежным академическим сообществом.
В завершение мероприятия организаторы пригласили всех участников к дальнейшему сотрудничеству и анонсировали, что НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург станет постоянной площадкой для обсуждения вопросов интернационализации научной деятельности.