• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

194100 Санкт-Петербург,
ул. Кантемировская, д.3, к.1, лит. Аком. 213, 218, 223

 

Руководство
Департамент менеджмента: руководитель департамента Плахотник Мария Сергеевна
Департамент менеджмента: заместитель руководителя департамента Кежун Людмила Анатольевна
Департамент менеджмента: Специалист по учебно-методической работе 1 категории Будько Виктория Александровна
Департамент менеджмента: Специалист по учебно-методической работе 1 категории Ивина Александра Андреевна
Глава в книге
Inventory Management Under Dependent Demand in the Conditions of Risk

Lukinskiy V., Lukinsky V., Bazhina D. et al.

In bk.: Selected Papers from the 23rd International Multidisciplinary Conference on Reliability and Statistics in Transportation and Communication: Digital Twins - From Development to Application, RelStat-2023, October 19-21, 2023, Riga, Latvia. Reliability and Statistics in Transportation and Communication, LNNS, volume 913. Vol. 913. Cham: Springer, 2024. P. 269-277.

Препринт
The Iron Curtain and Referee Bias in International Football

Dagaev D., Paklina S., Reade J. et al.

Department of Economics Discussion Paper. . University of Reading, 2021. No. 2021-14.

Кого считать успешным специалистом?

В конце марта в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошел Пятый, юбилейный Конгресс учителей общественных дисциплин. На вопрос «Кого можно считать успешным специалистом?» участники попытались ответить вместе с экспертами из сферы высшего образования.

Что есть качество

Перед школьными учителями сегодня стоит непростая задача научиться ориентироваться в трансформационных процессах, которые происходят в обществе в целом и в сфере образования в частности. Прежде всего необходимо определить, что сейчас понимается под «качеством». «Качество — это такая категория, которая похожа на линию горизонта, — объясняет Олег Ермолаевич Лебедев, ведущий эксперт факультета довузовского образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. —  Мы все время решаем проблему качества, и все время эта линия горизонта от нас уходит. Потому что меняются ожидания, происходят изменения в обществе, поэтому само понимание качества трансформируется».

Для того, чтобы выйти на новое качество образования, нужно соотносить образовательные цели разного уровня. Существуют образовательные цели, которые решаются на уровне предмета, другие можно оценить после 11 лет учебы, о третьих, отсроченных результатах, можно судить только после того, как бывшие школьники вступили во взрослую жизнь. «При оценке своих педагогических достижений, основным критерием успешности среднего образования мы должны считать востребованность школьных результатов во взрослой жизни наших выпускников. Здесь нам не обойтись без мнения специалистов рынка труда. И понятно, что речь идет не о том, будут ли наши выпускники способны и через 20 лет решить биквадратное уравнение или вспомнить годы правления Алексей Михайловича. Речь идет о востребованности каких-то иных результатов», — добавил Олег Ермолаевич.

Не профессия, а образование

Об этих иных результатах участникам Конгресса рассказал Сергей Михайлович Кадочников, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: «Журналисты любят всех пугать, что скоро половина населения Земли останется без работы. И чтобы попасть во вторую половину, мы все ищем, чему бы такому поучиться, чтобы остаться востребованными». По результатам исследования одной из консалтинговых фирм, доля российского трудоспособного населения, которая занимается нерутинными когнитивными задачами, составляет всего 17%. А, например, в Великобритании, возглавляющей этот список, это число достигает 45%.

В чем принципиальное отличие экономики, где доминируют знания? Оказалось, что для таких профессий чрезвычайно важны когнитивные социальные навыки, которые обычно объединяют в термин soft skills. В этой связи вузам, которые работают в категориях профессий, необходимо менять подход и давать студентам не профессию, а образование. «Образование —  это что-то надпрофессиональное и надспециальное», — объясняет Сергей Михайлович.

Четыре принципа, которые помогут оставаться конкурентоспособными

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда не только завтра, но уже и сегодня, необходимо следовать нескольким принципам. Во-первых, развивать soft skills. Мягкие социальные навыки нужны не только в менеджменте и профессиях, связанных с коммуникацией. Сейчас практически все задачи, где нужно придумывать новое и где важен креатив, требуют прокачанных надспециальных компетенций. Это объясняет большой спрос со стороны IT-компаний на выпускников гуманитарных факультетов: при современном развитии компьютерных технологий необходимо воспроизводить образы человека, его поведение и ощущения.

Во-вторых, будьте мультидисциплинарными. Помимо soft, необходимо развивать и hard skills. Все профессии, которые показывают устойчивый рост спроса в экономике знаний, требуют более чем средних социальных навыков и хорошее знание математики. Это, например, аналитики в менеджменте, врачи, IT-специалисты, высококлассные налоговые консультанты.

Получайте международный опыт. Хорошо известно, что люди, которые имели опыт работы или учебы за рубежом, оказываются психологически более мобильными и имеют устойчивые контакты с представителями других культур. Помимо этого, международный опыт снимает барьер готовности к изменениям и восприятию другого, помогает людям справиться с неожиданными ситуациями и, например, попробовать другую профессию.

И последнее: оказывайте влияние на общество. Исследования показывают, что благотворительность влияет на показатели эффективности и отдачу сотрудников. У человека, который занимается благотворительностью, на 27% возрастают шансы быть нанятым, а производительность труда компаний, вовлеченных в волонтерство, растет на 18%. «Занимайтесь менторством и социальными проектами, — советует Сергей Кадочников. — Оказывается, это сильно влияет на мотивацию, когда то, что ты делаешь, меняет жизнь людей вокруг».

Социальный капитал

О том, почему сегодня так важно говорить о социальных навыках, рассказала Елена Игоревна Кудрявцева, доцент департамента менеджмента: «Индустриальная эпоха подняла интеллектуальный капитал на невероятную высоту. Значимость интеллектуальности возрастает с каждым десятилетием, но в конце XX века появляются и новые требования. Серьезное внимание стали уделять тому, что называется эмоциональным капиталом». На первый план вышла идея важности того, что человек должен не просто адаптироваться к новой среде, а получать удовольствие от работы, чувствовать себя счастливым человеком, а не просто «производящей единицей».

В начале XXI века создается совершенно новая среда, развиваются новые технологии, связанные с коммуникативностью и социальным капиталом. Коммуникация создает не существовавший ранее контекст жизни. Сегодня педагоги теряют статус наставников, потому что теперь задачу навигации осуществляет открытое интернет-пространство, где каждый может стать навигатором в поиске информации. И эта собственная навигация вступает в конкуренцию с опытом и знаниями преподавателей.

«Возникает большой вопрос к себе: в этой новой среде, новой жизни — чему учить? Как мы можем помочь нашим школьникам и студентам? Прежде всего, мы должны научить их находить и удерживать связи», — поделилась мнением Елена Игоревна, —  Чем больше людей ты знаешь, тем больше у тебя шансов столкнуться с разными точками зрения и ускорить решение любой задачи — от самой бытовой до высокопрофессиональной».

Кроме создания связей надо также научиться их удерживать. Одно дело получить человека в свой список контактов, и совсем другое — выстроить с ними такие отношения, чтобы человек помнил о тебе, знал, как ты ему можешь быть полезен, и это помогало в любой момент обратиться к его опыту.

Но самый важный навык, по мнению Елены Игоревны, это умение привлекать внимание к своим идеям. Надо научиться создавать и презентовать свои идеи, вовлекать в них окружающих.

«Результатом всех этих навыков является богатый социальный капитал. Социальный капитал, коммуникативный капитал, карьерный капитал — это то, как мы взаимодействуем друг с другом, как используем свои навыки для решения конкретных задач и как открываем для себя потенциал других людей», — подытожила Елена Игоревна Кудрявцева.