• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не прогнозировать, а создавать будущее‎»: Галина Широкова о стратегическом предпринимательстве

В начале этого года профессор Высшей школы экономики и менеджмента Галина Викторовна Широкова в соавторстве с другими исследователями выпустила научное пособие, посвященное стратегическому предпринимательству — довольно актуальному сегодня управленческому подходу. Поговорили с Галиной Викторовной о том, что из себя представляет новый подход и как применяется в мире сегодня. 

«Не прогнозировать, а создавать будущее‎»: Галина Широкова о стратегическом предпринимательстве

© НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

О том, что такое стратегическое предпринимательство простыми словами 

Стратегическое предпринимательство — это относительно новая область исследований. Эта концепция объединяет в себе все виды предпринимательского поведения фирмы, а именно стратегию и предпринимательство. 

Стратегическое поведение характеризуется реализацией конкурентных преимуществ для достижения превосходства на рынке, то есть фирма использует имеющиеся у нее ресурсы и продумывает, как на их основе создать источники конкурентного преимущества. Источником преимущества могут стать новые продукты, новые услуги, более эффективные процессы и так далее. 

Предпринимательское поведение в свою очередь характеризуется поиском и созданием новых возможностей для развития бизнеса — что нужно делать сейчас, чтобы преуспеть в будущем. Предпринимательство не обращает внимания на то, что уже есть у фирмы. Оно направлено вовне. Внимание предпринимателя в первую очередь приковано к изменяющимся потребностям, демографическим изменениям, текущей политической обстановке, экономической ситуации и новым технологическим трендам. 

Можно сказать, что стратегическое поведение делает акцент на настоящем времени, а предпринимательское — на будущем. 

С течением времени термин «стратегическое предпринимательство‎» развивался и расширялся. К настоящему моменту появилась масса других концепций внутри этой области исследований. Например, организация-амбидекстр — как человек, который может писать хорошо как левой, так и правой рукой, подобная организация способна хорошо развивать как стратегическое поведение, так и предпринимательское.

Об отличии стратегического предпринимательства от обычного предпринимательства 

Для обычного предпринимательства основным фокусом является человек, он же предприниматель, который создает что-то новое: продукт или услугу. Стратегическое же предпринимательство концентрируется не на человеке, а на самой фирме. Именно она действует предпринимательски. 

В качестве примера приведу нашу Школу экономики и менеджмента, которая действует предпринимательски, ориентируясь на будущее. Мы решили двигаться в сторону бизнес-школы, поэтому ищем новые возможности: какие новые продукты запускать, какие новые исследовательские направления развивать. Заметьте, что речь не идет об одном человеке, который что-то создает. Речь идет о том, что мы, специалисты Школы, создаем такую среду внутри нее, которая ориентирована на развитие новых направлений. 

Об актуальности нового подхода 

На протяжении многих лет в теории управления доминирующую позицию занимал стратегический менеджмент. И понятно почему: подход развивается довольно давно. Если совсем кратко, стратегический менеджмент — это управленческий процесс, где первым шагом является анализ среды, который позволяет определить возможности и угрозы для фирмы, и ее сильные и слабые стороны. На основе полученных результатов разрабатывается стратегия и составляется план ее реализации. Этот подход возник и укрепился в странах с развитой экономикой, например США. 

На мой взгляд, стратегический менеджмент –– это классный инструмент управления фирмой в условиях, которые можно предсказать. Анализ внутренней и внешней среды фирмы осуществляется на показателях прошлого. Это позволяет сделать прогноз на будущее. Мы допускаем, что если так было в прошлом, то так будет и в настоящем. 

Однако с наступлением нового тысячелетия мир сильно изменился. После распада СССР возникло множество новых суверенных государств. На рынке появились новые игроки. В число самых крупных экономик мира вошел Китай. Ну и самое главное — появилось огромное количество новых фирм и предпринимателей. 

Вместе с тем все чаще стали случаться кризисы. По сути, сейчас мы живем в мире, который напоминает собой Зону из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», где перестали работать привычные законы физики — все стало хаотичным и непредсказуемым. 

Для исправления ситуации нужны «сталкеры», которые способны действовать интуитивно, будто бы предсказывая или даже создавая будущее. Стратегическое предпринимательство как раз об этом. Этот подход позволяет говорить о том, что наша задача состоит не столько в анализе прошлого и прогнозировании будущего, сколько в непосредственном создании этого будущего. Когда будущее невозможно предсказать, планировать бессмысленно — это путь в никуда. Необходимо его создавать. 

О применении стратегического предпринимательства в реальном мире

В фирме стратегическое предпринимательство должно развиваться через различные процессы: генерацию идей, их интеграцию, разработку и внедрение. Для генерации идей в команде должны быть специалисты из разных сфер, наличие свободного времени для разработки идей, творческие мастер-классы, мозговые штурмы, различные типы поощрений. Также должна быть особая система  вознаграждения, которая поощряет успех и снисходительна к ошибкам. Для разработки необходимы возможности для самостоятельного старта каких-либо проектов. 

В качестве примера можно привести старинное португальское предприятие Corticeira Amorim, которое долгое время производило только натуральные пробки для винных бутылок. Однако со временем спрос на натуральные пробки снизился и предприятию нужно было адаптироваться под новые реалии. Так было создано новое предприятие Amorim Cork Ventures, которое нацелено на поддержку предпринимателей и разработку инновационных предложений с использованием сырья из пробкового дерева. На сайте Amorim Cork Ventures можно увидеть разнообразные примеры реализации этих инновационных идей: это и обувь из пробки, и внешняя отделка бассейна, и много другое. Компания Amorim — наглядный пример того, как фирма, созданная более века назад с фокусом на одном продукте, смогла стать одной из самых быстрорастущих инновационных компаний в мире. 

Вместо заключения 

Стратегическое предпринимательство позволяет вовремя реагировать, меняться и предвидеть. Оно позволяет действовать проактивно и создавать новое будущее для организации и людей.

Ознакомиться с новой публикацией Галины Викторовны можно на ее персональной странице на сайте.