• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Кампус в Санкт-Петербурге Меню

Менеджмент в индустрии научных впечатлений: международный опыт и междисциплинарность в аспирантуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Аспирантура Питерской Вышки – это возможность расширить научные горизонты до международных масштабов и интегрироваться в проектную деятельность университета. В интервью с начальником отдела координации подготовки аспирантов аспирант 3 года обучения образовательной программы «Менеджмент» Алексей Горгадзе рассказывает о своем поступлении в академическую аспирантуру и международной стажировке в Католическом университете Святого Сердца (Милан, Италия), а также делится советами с будущими учеными.

Менеджмент в индустрии научных впечатлений: международный опыт и междисциплинарность в аспирантуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Фото из личного архива Алексея Горгадзе

Алексей, что подтолкнуло Вас к обучению в аспирантуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург?

Я закончил бакалавриат и магистратуру по социологии в Питерской Вышке, и решил пару лет поработать в прикладных исследованиях. Вместе с моими коллегами мы организовывали и проводили полевые исследования для таких организаций, как «Балтика», «Ингосстрах», «Роснано» и другие. Однако, этот опыт очень сильно отличался от привычной мне научной среды. Мне не хватало возможности организовывать собственные исследовательские проекты, делиться опытом с коллегами на научных конференциях, знакомиться с интересными учеными, передавать свой опыт другим людям. Еще одни немаловажный фактор – академическая среда и манера общения. Иногда в процессе коммуникации с заказчиком мне приходилось слышать непривычные, порой даже не совсем этичные для меня мысли. Все же это был замечательный опыт, который позволил мне понять, что я хочу заниматься наукой. Поэтому в 2018 году я принял решение поступить в аспирантуру в Питерскую Вышку.

Вы сделали шифт от траектории социолога в сторону менеджмента – как это случилось?

Социология – уникальная наука. Меня всегда поражало сколько направлений есть в социологии: социология этничности, социология профессий, гендерная социология и т.д. Есть даже социология социологии. Для меня это олицетворение истинной науки среди социальных и гуманитарных дисциплин, которой свойственны все черты научного этоса Р. Мертона. Наверное, это разнообразие и объективность повлияли на мое представление о науке, как о явлении без четких институциональных границ. Нормы и принципы настоящей науки примерно одинаковые в разных областях, а маркировка «социолог», «филолог», «физик», «экономист» – лишь ограничивают ученого. Кроме того, междисциплинарность, на мой скромный взгляд, очень часто является толчком к развитию. Решение о поступлении в аспирантскую школу по менеджменту я сформировал заранее, примерно за год до поступления. Я проводил много времени в РНБ, готовился к экзамену и писал Research Proposal по теме, которая больше подходила менеджменту, чем другим областям. Поэтому я смог сохранить в себе социолога и заниматься наукой в менеджменте.

Алексей, расскажите о своём опыте поступления на программу академическая аспирантура? Какие требования существуют к подготовке академических аспирантов? А какие есть фичи?)

Для поступления нужно соответствовать формальным требованиям (например, IELTS не ниже 6 баллов), но самое важное – показать свои навыки в научной работе. Когда я поступал необходимо было подготовить и представить проект диссертационного исследования. Сейчас требования немного изменились и нужно написать мотивационное письмо. Я начал готовил Research Proposal заранее и дорабатывал его несколько раз в течение лета. Осенью я прошел собеседование с московской комиссией по онлайн конференции, на которой рассказал о своих навыках, опубликованных статьях, планах на диссертацию и ответил на вопросы. Я потратил много времени на подготовку, но это позволило мне не только поступить в академическую аспирантуру, но и начать обучение с большим заделом.

Для меня самая главная фича – долгая подготовка и репетиции (например, перед интервью). Возможно, у кого-то получается проще преодолевать такие этапы, но для моего внутреннего спокойствия и уверенности в себе мне надо несколько раз заранее все «прогнать».

Расскажите, как международная стажировка помогла Вам сделать важные шаги в теме вашего исследования? И в целом, как прошла поездка в Италию, в Католический университет Святого Сердца? Какая там образовательная и научная инфраструктура, какие мероприятия вы проводили и организовывали, в чем еще удалось поучаствовать, понравилась ли поездка?

Я планировал поехать на международную стажировку на втором году обучения в 2020 году, но началась эпидемия коронавируса, и пришлось все отложить на целый год. Благодаря моему научному руководителю – Юлии Георгиевне Трабской – я познакомился с профессором Кьярой Паолиной из Католического университета Святого сердца в Милане (Università Cattolica del Sacro Cuore - UCSC). Профессор Паолино является академическим координатором магистерской программы «Methods and Topics in Arts Management», с которой наша программа «Менеджмент в индустрии впечатлений» заключила договор о треке двойного диплома. Вместе с миланскими коллегами мы провели конференцию «Transformation of Business Models in Art and Culture during a Crisis», на которой представили результаты своих исследований. После этого я получил приглашение пройти стажировку в миланском университете. Мы с Юлией Георгиевной подготовили детальный план исследования и Research Proposal для статьи, которую я представил коллегам в Милане. В перспективе мы хотим провести сравнительное исследование между Санкт-Петербургом и Миланом – значимыми городами для мировой арт-индустрии.

Помимо подготовки статьи и участия в дискуссиях, я посетил несколько выездных занятий со студентами UCSC: мы посетили выставку «American Art 1961-2001» в Палаццо Строцци и музей Прада во Флоренции, познакомились с современным американским искусством в Villa Panza в Варенсе, а студенты представили свои проекты по фандрайзингу в Fondazione Marcello Morandini (благотворительная организация). Опыт итальянских коллег очень ценен для понимания специфики европейской арт-индустрии.

Немаловажной деталью, конечно, является место, где я проходил стажировку. Университет создает комфортные условия для академической и научной деятельности. Для PhD студентов даже есть специальные отдельные кабинеты, где можно спокойно работать над своим проектом. Главное здание расположено в историческом центре в комплексе древнего монастыря Святого Амвросия. Изумительная архитектура и живописные сады во внутренних дворах каждый раз воодушевляли меня и мотивировали там работать! Однако, мне показалось, что местные жители зачастую уже не обращают внимание на достопримечательности 10-го или 5-го века. Я был свидетелем того, как один маленький мальчик играл с мячом и отбивал его от стены церкви 12 века. Для меня это было так смешно, потому что Санкт-Петербург – сравнительно молодой город и сложно представить, что можно жить и работать бок о бок с такими историческими постройками.

Чем для Вас полезен опыт международных обменов?

Международные обмены и коммуникация с коллегами со всего мира – это очень важно. Нужно постоянно поддерживать дискуссию, показывать свои результаты, получать фидбек и развиваться в правильном направлении. Норма науки «Communism» как раз и подчеркивает важность обмена опытом: мы не должны утаивать от других исследователей свои результаты. В свою очередь, поддержание активных связей позволяет исследователю быть в тренде современных направлений.

Вы сочетаете обучение в аспирантуре с академической карьерой – преподавание мешает или способствует процессу написания диссертации?

Безусловно, академическая карьера не может сама собой мешать обучению в аспирантуре! Все зависит от аспиранта и того, как он распределяет свое время. Конечно, бывали трудности, но я уже давно осознал, что времени никогда не будет хватать на все дела, поэтому не переживаю об этом. Я люблю преподавать, и не могу уже представить себя без этого. Тем более, знания лучше усваиваются, когда ты кого-то учишь. Уже будучи аспирантом я хорошо понимаю студентов и стараюсь организовать занятия максимально интересными и комфортными. Надеюсь, у меня это получается!

Помимо преподавания академический руководитель программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» Юлия Георгиевна Трабская предложила мне быть ее заместителем, и вместе с членами академического совета мы активно развиваем магистерскую программу! Возможность создать действительно качественный и полезный образовательный продукт дает мне силы развиваться и достигать намеченных целей. Например, в этом году помимо упомянутого двойного диплома с миланским университетом, мы победили в конкурсе магистерских программ Фонда Владимира Потанина и получили грант на развитие программы. Мы заключили договоры о партнерстве с ведущими арт-институциями, например, с Государственным Эрмитажем, Новой сценой Александринского театра, Музеем Фаберже, ЦВЗ «Манеж» и другими культурными организациями. Такое обилие проектов и задач позволяет мне сформировать необходимые компетенции и социальные контакты для моего диссертационного исследования.

С какими трудностями вы сталкивались в ходе обучения, как преодолевали их? (может быть, трудно было находить нужную научную литературу… не хватало времени собрать материалы…)

Трудности всегда были и будут, нужно просто это принять этот факт. Больше всего кажется, что мне не хватает времени. Но это действительно «кажется». Нужно научиться правильно распределять этот ценный ресурс!

Другая немаловажная трудность – сложное теоретическое поле моего исследования. При формировании теоретической рамки я столкнулся с огромным разнообразием подходов. Иногда я заходил в тупик и приходилось заново все переосмысливать. Это одновременно и большая сложность, и отличный research gap, который я могу заполнить. Поэтому следует не отчаиваться, если сталкиваешься с трудностями, и больше обсуждать с научным руководителем и коллегами.

Наверное, самое тяжелое – преодолеть перфекционизм в работе. Это чувство может сильно тормозить развитие. Лучше показать что-то не совсем идеальное и обсудить это с коллегами, чем долго пытаться «дошлифовывать».

Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите на ближайшее время?

Приоритет для меня на ближайшее время – опубликовать несколько статей по материалам моей диссертации. Это довольно долгий и кропотливый процесс. Журналы очень отличаются друг от друга и к каждому нужно найти свой подход.

Второй приоритет – продолжать развивать нашу магистерскую программу и дать студентам еще больше возможностей: проекты со значимыми арт-институциями (в этом году будут большие проекты с Российским этнографическим музеем, Государственным эрмитажем и другими).

Алексей, что Вы пожелаете абитуриентам аспирантуры Вышки?  

Я бы пожелал абитуриентам с первого года обучения начать готовить статьи и направлять их в журналы. Процесс рецензирования и внесение изменений (в случае необходимости) может растягиваться на несколько лет. Кроме того, не бойтесь общаться с исследователями со всего мира и обращаться непосредственно к авторам тех статей, которые вы читали. Это будет не только полезно для вашей диссертации, но и позволит вам включиться в международную научную среду.

 

*NB от офиса аспирантуры: все абитуриенты аспирантуры Вышки при поступлении могут подать заявление на рассмотрение их кандидатуры для участия в треке "Академическая аспирантура", который предусматривает дополнительную ежемесячную финансовую поддержку аспирантов и обязательную международную стажировку во время обучения.
Подробнее об условиях и критериях отбора на трек читайте на сайте аспирантуры НИУ ВШЭ

Узнайте больше о поступлении в аспирантуру НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Подача документов в аспирантуру до 15 сентября

До 15 сентября во вторую волну приема в аспирантуру можно подать заявления на образовательные программы "Экономика" и "Социологические науки"

Регистрируйтесь в личном кабинете поступающего: https://enrol.hse.ru/