• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Приспосабливаться быстрее

Практический бизнес по-прежнему недоволен качеством подготовки кадров для сфер туризма и гостеприимства. А что думают по этому поводу внутри системы? Об этом мы беседуем с исполняющим обязанности директора петербургского кампуса НИУ «Высшая школа экономики» Валерием Гординым.

Практический бизнес по-прежнему недоволен качеством подготовки кадров для сфер туризма и гостеприимства. А что думают по этому поводу внутри системы? Об этом мы беседуем с исполняющим обязанности директора петербургского кампуса НИУ «Высшая школа экономики» Валерием Гординым.

- Система вузовской подготовки кадров для российской сферы туризма начала формироваться около 20 лет назад. В этом был несомненный плюс: фактически мы начали с «чистого листа». Однако «писать» на нем разные «авторы» тоже стали по-разному: в процессе одновременного становления турбизнеса и системы подготовки кадров для него между ними с самого начала не было налажено эффективного взаимодействия и не определены компетенции, нужные выпускникам.

Наибольшие проблемы испытывает въездной туризм. Во-первых, львиная доля кадров готовится как раз для него, а во-вторых, он гораздо более разнообразен и сложен. Если учесть, что активно развиваться он начал лишь в последние 10 лет с приходом сильных игроков рынка (например, сетевых отелей и т. д.), ситуация оказалась еще более сложной. Ведь все, что формировалось в качестве нашего въездного турбизнеса в 1990-е, - этакий hand made российского образца. Со всеми его «родовыми травмами». Как результат, общий уровень сервиса, в том числе и в туризме, сильно отстал от мировых стандартов. «Все равно приедут» - такой подход работал до последнего времени: нередко форма менялась, но суть оставалась прежней: сам турбизнес на протяжении многих лет не мог четко сформулировать, кто же ему нужен.  

Но и система подготовки кадров для туризма не без греха. Сейчас вузов, занятых ею, в России в разы больше, чем учреждений среднего профобразования. Образовательная пирамида, в основе которой должны быть работники более низкой квалификации, перевернута… Как результат менеджер, подготовленный для сферы туризма, вынужден или работать на кадровой позиции, не требующей высшего образования, или уходит в другую область деятельности, или на свой страх и риск открывает собственный бизнес. Ведь в мини-отеле он нередко совмещает целый ряд функций – и это далеко не худший вариант. Однако ситуация меняется.

Каким образом? Изменилась позиция министерства: количество бюджетных мест на этом направлении стало гораздо меньшим. В этом тоже есть положительные черты, поскольку процесс можно рассматривать как попытку государства больше соответствовать рынку работодателей, а не абитуриентов. Если хочешь получить модную, но не так востребованную рынком труда, как другие, профессию – плати.

Появился и другой подход к процессу обучения, который разработан специалистами Высшей школы экономики: речь идет о прикладном бакалавриате. Его суть состоит в том, что студент обучается в учебном заведении университетского уровня и получает престижные «корочки», но при этом объем приобретаемых им знаний и компетенций соответствует потребностям работы на линейных должностях: они носят именно прикладной характер. Фактически это уровень несколько выше среднего профобразования, в то же время позволяющий карьерно и профессионально расти - дорога в магистратуру открыта. Модель не только очень подходит для сферы туризма и гостеприимства, где чаще всего приходится начинать с «низов», но позволяет строить образование и по наиболее современному модульному принципу, постепенно собирая из модулей-кубиков весь набор нужных знаний и компетенций.

Есть и другой путь. Например, в Петербурге мы открыли магистерскую программу «Экономика впечатлений: менеджмент в сфере гостеприимства и туризма» со специализацией  «Менеджмент культурного и событийного туризма». Это программа, основная задача выпускника которой заключается в налаживании эффективного взаимодействия между турбизнесом и объектами, интересными путешественнику. Программа междисциплинарная, «заточенная» на объединение усилий разных участников рынка туристических услуг с целью создания интерактивных, креативных совместных тупродуктов, рассчитанных в том числе на активных, самостоятельных туристов. Уверен - эти специалисты будут востребованы в самых разных направлениях туризма (MICE, событийный и т. д.).

И последнее: хотим этого или нет, нам все равно придется соответствовать международным стандартам как в сфере образования, так и в сфере услуг. В этой связи, чем больше и быстрее мы «впишемся» в них – тем лучше. 

Подготовил Владимир Сергачев специально для журнала " Турбизнес"