• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессия

«Экономическая наука - единственная область, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за прямо противоположные утверждения», - гласит известная шутка. И, как водится, в ней есть какая-то доля истины, ибо экономика не является, так сказать, «устоявшейся» научной дисциплиной, здесь не идет речи о стройной системе научного знания об экономике. Современная экономическая наука неоднородна и даже фрагментарна и мозаична. Есть мейнстрим, к которому принято относить неоклассическую теорию, а также неокейнсианство и новый институционализм. А есть и новые направления и ответвления, в том числе возникшие на стыке с другими науками: поведенческая экономика, экспериментальная экономика, нейроэкономика, эконофизика и т.д. «На каждого экономиста найдется экономист такой же величины с противоположным мнением» - говорится в другой шутке. И действительно, экономисты спорят по самым разным вопросам экономической науки и экономической политики: роли государства в экономике, соотношению рыночных и нерыночных методов хозяйствования, использованию тех или иных методов денежно-кредитного и налогового регулирования, влиянию социально-культурных факторов на поведение хозяйствующих субъектов и многим другим.

Причем круг вопросов, изучением которых занимаются экономисты, существенно расширяется. И сегодня кажется, что нет таких аспектов общественной жизни и человеческого поведения, которые были бы неинтересны для экономической науки и практики.

Все это так. Но в то же время очевидно, что наличие неразрешенных противоречий, дискуссионных и малоизученных вопросов делает экономику невероятно интересным объектом исследования и направлением обучения, привлекающим большое количество молодых людей в университеты.

Чем занимаются экономисты?

Экономисты занимаются расчетами экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий. Например, в компаниях реального сектора экономики они могут выполнять расчеты плановой и фактической себестоимости выпускаемой продукции, проводить анализ изменения себестоимости, изменений цен на сырье и материалы, выполнения плана производства, рентабельности продукции. Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий, осуществляемый экономистами, становится основой для принятия управленческих решений.

Экономисты привлекаются правительством для выработки рекомендаций, а также обоснования и оценки последствий различных мероприятий, осуществляемых в рамках денежно-кредитной (монетарной), бюджетной, налоговой (фискальной), инвестиционной, внешнеэкономической политики, политики в области труда и занятости и т.п. В качестве внешних консультантов экономисты принимают участие в консультировании руководителей и управленцев по финансовым и коммерческим вопросам.

При этом важной компетенцией современного экономиста является способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики, строить теоретические и эконометрические модели. Для выполнения расчетов, а также решения аналитических и исследовательских задач экономисты используют современные технические средства и информационные технологии.

 В каких организациях и учреждениях может осуществляться профессиональная деятельность выпускников по направлению подготовки «Экономика»? или, проще говоря, где они могут работать?

Это, прежде всего, экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности. Если зайти на сайты кадровых агентств, занимающихся подбором персонала для предприятий и организаций, или непосредственно на сайты компаний – работодателей, то среди вакансий, требующих высшего экономического образования, можно найти много разных наименований должностей: экономист, экономист-бухгалтер, экономист-аналитик, экономист-нормировщик, экономист по управленческому учету, экономист по работе с банками, экономист отдела экономического и статистического анализа, экономист по планированию производства, экономист по труду и заработной плате, экономист отдела внутреннего аудита и т.п. Нередко в обозначении вакансии отсутствует слово «экономист», но в более подробном описании среди требований к образованию будет наличие диплома о высшем профессиональном образовании по направлению «Экономика».

Многие выпускники работают в коммерческих банках, страховых компаниях, инвестиционных институтах и других финансовых учреждениях. Органы государственного и муниципального управления также принимают на работу выпускников – экономистов. Еще одна сфера профессиональной деятельности – это научно-исследовательские организации. Академическая карьера возможна и в университетах. Причем достаточно распространённой является практика совмещения, когда для чтения курсов в университетах, консультирования и руководства дипломными работами привлекаются практикующие специалисты. Не менее распространенными являются примеры перехода на преподавательскую деятельность после определенного стажа работы по профессии в реальном или финансовом секторах экономики.

В условиях глобализации растущий спрос на экономистов исходит от международных компаний, предлагающих рабочие места в разных странах мира, где имеются их подразделения и дочерние фирмы.

Подготовка экономистов в университетах в настоящее время осуществляется на разных уровнях. Так, бакалаврские программы по экономике обеспечивают получение знаний, умений и навыков, необходимых для расчетно-экономической, а также аналитической деятельности. Во многих вузах бакалаврские программы могут включать профили и специализации, например, финансы, банковское дело, мировая экономика, экономика предприятия, региональная экономика, экономика труда, экономика отрасли (энергетики, транспорта, сельского хозяйства, недвижимости и т.д.). Иногда профили могут быть не связаны с конкретными функциональными или отраслевыми областями, а быть общенаучными или инструментальными.

Однако, углубленная подготовка является задачей программы более высокого уровня, магистерской программы, наименование которой указывает на специализацию. Круг видов и задач профессиональной деятельности магистра экономики существенно шире по сравнению с бакалавром. Например, проектно-экономическая деятельность включает разработку стратегии поведения предприятий и организаций на различных рынках, а аналитическая деятельность - проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности и прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.

Подготовка исследователей и педагогов, способных обеспечить высокий уровень экономических исследований и экономического образования в России, а также интегрироваться в мировое экономическое научное сообщество – это уже задача аспирантуры. Так, в НИУ ВШЭ аспирантура, или аспирантская школа по экономике, ведет обучение по профилям: «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет, статистика», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика».

Информацию по вакансиям и стажировкам можно найти на сайте Центра развития карьеры НИУ ВШЭ - СПб

Также следите за обновлениями официального сообщества Вконтакте: HSE.SPB | Карьера