• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Начало путешествия: понятие декаданса и его отличительные черты

Введение в курс «Путешествие по литературному декадансу: от зарождения до наших дней»

1.	Сайт: “Naked Science”: https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2017/12/field_image_john_henry_fuseli_-_the_nightmare.jpg

1. Сайт: “Naked Science”: https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2017/12/field_image_john_henry_fuseli_-_the_nightmare.jpg

Атмосфера культурного декаданса берёт своё начало во Франции на рубеже XIX–XX веков. Сам термин с французского языка (“decadent”) переводится как “упадочный” и уже указывает на то, что ситуация в стране в это время находилась не в лучшем состоянии. Конечно же, проблемы во Франции повлияли на деятелей искусства, чьи взгляды начали утрачивать былой оптимизм.

Однако понятие декаданса не сразу применялось в отношении литературы или изобразительного искусства. До конца XIX века декадентским называли период падения Римской Империи, который на протяжении многих веков будоражил пытливые умы. Данное событие не давало спокойно спать многим философам и учёным, которые гадали над тем, что же привело такую великую цивилизацию к краху, почему человеческая мощь так резко ослабла.

Интересным является тот факт, что впоследствии самим словом “декаденство” критики литературы и искусства того времени пытались задеть писателей и художников, указывая на деградацию их творчества. В основном такому порицанию подвергались романтики того времени, в том числе и известный всем Виктор Гюго. Вот только Теофиль Готье и Шарль Бодлер решили восстать против принятых в литературе устоев и переосмыслили понятие декаданса. Для них оно перестало являться клеймом, а наоборот указывало на отличие от банальности.

В декадансе нет места морали, только само искусство играет роль, и неважно, в какой форме оно подаётся. Родоначальники движения хотели освободить человечество от условностей и рамок, которые были навязаны в Викторианскую эпоху. Человеческие эмоции и мироощущение, по их мнению, являются самой трудной загадкой, которую никто и никогда не разгадает. Так почему бы не дать им вволю разгуляться на таком гибком поприще как искусство? Человеческая душа – потёмки, поэтому основным источником вдохновения послужили готические романы.

Так и случился парадокс: то, что считалось “болезнью” конца века, которая должна была привести к своеобразной “смерти” искусства, на самом деле дало толчок для зарождения чего-то необыкновенного и самобытного.

Характерными чертами декадентского движения считаются уход от общественности и отвращение к повседневной жизни, которые проявляются в отрыве от обыденной реальности, повышенным интересом к демонизму, эстетизму, меланхолическом настроении. Отдельное место отводится эстетике упадка, культу красоты и мистическому эротизму

Элементами декаданса являются:

  • преобладание творчества над логикой;
  • интерес к извращённости различного характера;
  • использование грубого юмора и вульгарности;
  • отвращение к себе и скептицизм;
  • принцип «Искусство противостоит Природе».

Декадентство быстро распространилось по всей Европе, и к движению примкнуло немало известных фигур из разных стран. Во Франции, помимо родоначальников, Поль Верлен и Жорис-Карл Гюисманс внесли огромный вклад в развитие движения. А в Англии, например, к декадентам примкнул Оскар Уайльд и писатели “Жёлтой книги”.

Хотелось бы отдельно отметить творчество Поля Верлена, стихи которого настолько пропитаны духом декадентства, что с их помощью можно определить многие характеристики движения. Попробуйте найти черты данного направления в следующем стихотворении:

Тоска

 

Меня не веселит ничто в тебе. Природа:

Ни хлебные поля, ни отзвук золотой

Пастушеских рогов, ни утренней порой

Заря, ни красота печального захода.

 

Смешно искусство мне, и Человек, и ода,

И песенка, и храм, и башни вековой

Стремленье гордое в небесный свод пустой.

Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!

 

Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь

Наукою, а древняя ирония. Любовь,

Давно бегу её в презренье молчаливом.

 

Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,

Забытый, зыблемый приливом и отливом,

Моя душа скользит по воле бурных волн.

 

Перевод: Ф. К. Сологуба

 

С первых строк чувствуется дух апатии и отказа от мира, который не может наполнить сердце лирического героя гаммой чувств. Он отвергает любое воплощение природы и отворачивается от человечества. Основным элементом предстает образ скуки, который также является присущим движению декадентства. Лирический герой потерял всякий интерес ко всем благам и возможностям, которые может предоставить наш мир. Жизнь стала пресной.

Мерзавец

 

С глазами трупа, что догнить спешит

Под этой мертвенной луною,

Мой прежний день, верней, мой вечный стыд

В окно глумится надо мною.

 

И голосом, всех старческих мертвей

(Таким актёр в театре хнычет),

Мой вечный стыд, мой прежний день, верней,

Игриво «траляля» мурлычет.

 

И синим пальцем висельника шут

Над веткою гитарой машет

И над грядущим, зазиявшим тут,

Как бы подбит резиной, пляшет.

 

«Кривляка старый, эти штуки — брось!

Дурачиться, ей-Богу, поздно!»

Он, голосом, проржавевшим насквозь:

«Нет, это всё весьма серьёзно.

 

А до тебя, сопляк мой нежный, знай,

Заботы, право, очень мало.

Не нравится? Пожалуйста! Ступай,

Пройдись, — хотя бы вдоль канала».

 

Перевод: Г. А. Шенгели

 

Заметно, что теме смерти уделяется немало внимания. Можно даже сказать, что её образ зачастую становится центральным во многих произведениях. Декаденты переосмыслили смерть, нашли в ней красоту и зачастую даже романтизировали её.

Поль Верлен прибегает к эпитетам, отражающим смерть, чтобы показать отрешённость лирического героя от повседневного мира. Как следствие, люди отворачиваются от него, строки стихотворения пропитаны одиночеством. Ведь, как нам всем известно, каждый человек одинок в часы своей смерти. К погибели же себя призывает сам лирический герой, который питает по отношению к самому себе отвращение, выражающееся в безграничном стыде. В глаза бросается и подбор поэтом словесных выражений – он не старался использовать более мягкие слова для широкой публики, не загонял себя в рамки морали.

В общем и целом, декаданс – явление совершенно уникальное, сложное и противоречивое, способное принять множество форм. Родоначальники считали его современным ответом бренному миру, в декадансе для них заключался прогресс. Данное движение послужило резким ответом на насаждаемые человечеством нормы морали, на кризис общественного сознания. Каждое произведение наполнено социальными контрастами и романтизацией табуированных обществом тем.

Валерия Галудзина

Дальше

Другие темы курса