• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Награда за верность и воздаяние за измену: судебная практика Чингис-хана

Дробышев Ю. И., Почекаев Р. Ю.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2022. Т. 14. № 2. С. 103-121.

Глава в книге
Среднеазиатская политика оренбургского военного губернатора П. К. Эссена

Почекаев Р. Ю.

В кн.: Одиннадцатые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сб. статей всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2022. С. 55-60.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

Юридическая методология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе права, учатся понимать методологические основы исследования права, различие между фактическим и нормативным аспектами права. Особое внимание уделяется методологии юридического познания: многовариантности понимания ключевых общетеоретических и отраслевых понятий и схем в зависимости от различных методологических подходов и на значимости этих теоретических различий для решения возникающих в юридической практике вопросов. Эти знания и навыки студенты получают через изучение развития представлений о праве в исторической ретроспективе путем реконструкции идей ключевых правоведов Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о праве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента глубокого понимания социальной ценности права;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием права;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cтудент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и сущность права, типы правопонимания
  • Естественно-правовой подход
  • Юридический позитивизм
  • Социологическая юриспруденция
  • Правовой реализм
  • Феноменологический подход к праву
  • Правовая герменевтика
  • Интегративная юриспруденция
  • Либертарно-юридическая теория права
  • Интегральное правопонимание (коммуникативная теория права)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Домашнее задание является формой самостоятельного научного поиска студентом ответа на поставленный преподавателем вопрос с использованием письменных правовых текстов научного характера. Целью домашнего задания является уяснение студентом проблемы научного правового характера, развитие способностей к поиску решения проблемы с привлечением источников, к критическому мышлению, а также развитие способностей реконструировать идеи авторов правовых текстов и аргументированно излагать свою позицию. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание домашнего задания не должно превышать семь страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал. текст должен быть отцентрирован по ширине, абзацы должны иметь отступ 1,25 см. Домашнее задание выполняется в письменной форме и направляется преподавателю, ведущему семинарские занятия, на корпоративную почту. Составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на соответствующий источник с указанием номера страницы. Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа одного или нескольких правовых научных текстов, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам. Вопросы для домашнего задания формулируются преподавателем семинарских занятий и доводятся до сведения студентов заблаговременно посредством размещения в системе LMS или MS Teams не менее, чем за неделю до назначенного срока сдачи домашнего задания.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на один открытый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    О дисциплина = k1 х (О д/з + О р/с) + k2 х О экзамен О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,5, k 2 = 0,7, О д/з – баллы, полученные за домашнее задание (максимум - 4 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов М. В. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 497с. - ISBN: 978-5-534-05901-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-453972

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлов А. М. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 463с. - ISBN: 978-5-534-10391-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-ideya-estestvennogo-prava-429976
  • Тарасов Н. Н. - ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 218с. - ISBN: 978-5-534-09715-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-metodologiya-yuridicheskoy-nauki-metodologicheskie-problemy-yurisprudencii-455832