• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court
In press

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law. L.: Routledge & Kegan Paul, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Legal Methodology

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных представлениях о природе права, учатся понимать методологические основы исследования права, различие между фактическим и нормативным аспектами права. Особое внимание уделяется методологии юридического познания: многовариантности понимания ключевых общетеоретических и отраслевых понятий и схем в зависимости от различных методологических подходов и значимости этих теоретических различий для решения возникающих в юридической практике вопросов. Эти знания и навыки студенты получают через изучение развития представлений о праве в исторической ретроспективе путем реконструкции идей ключевых правоведов Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. На базе этих знаний студенты далее осваивают современные представления о праве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента глубокого понимания социальной ценности права;
  • усвоение сущности основных социально-экономических процессов, их взаимосвязи с развитием права;
  • осмысление природы взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
  • понимание специфики различных правовых подходов, их социокультурной и исторической обусловленности, роли в формировании полного представления о праве.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Cтудент понимает основные концептуальные модели, рассмотренные в рамках данной темы, владеет основными понятиями по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и сущность права, типы правопонимания
  • Тема 2. Естественно-правовой подход
  • Тема 3. Юридический позитивизм
  • Тема 4. Социологическая юриспруденция
  • Тема 5. Правовой реализм
  • Тема 6. Феноменологический подход к праву
  • Тема 7. Правовая герменевтика
  • Тема 8. Интегративная юриспруденция
  • Тема 9. Либертарно-юридическая теория права
  • Тема 10. Интегральное правопонимание (коммуникативная теория права)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Домашнее задание является формой самостоятельного научного поиска студентом ответа на поставленный преподавателем вопрос с использованием письменных правовых текстов научного характера. Целью домашнего задания является уяснение студентом проблемы научного правового характера, развитие способностей к поиску решения проблемы с привлечением источников, к критическому мышлению, а также развитие способностей реконструировать идеи авторов правовых текстов и аргументированно излагать свою позицию. Домашнее задание выполняется студентами в свободное от занятий время. По объему содержание домашнего задания не должно превышать семь страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал. текст должен быть отцентрирован по ширине, абзацы должны иметь отступ 1,25 см. Домашнее задание выполняется в письменной форме и направляется преподавателю, ведущему семинарские занятия, на корпоративную почту. Составление библиографического списка, разделение задания на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение) при написании домашнего задания не требуется. В случае использования чужого текста, он должен быть закавычен, дана ссылка на соответствующий источник с указанием номера страницы. Домашнее задание должно быть самостоятельным ответом студента на поставленный преподавателем вопрос в ракурсе анализа одного или нескольких правовых научных текстов, выполнение домашнего задания не может быть поручено иным лицам. Вопросы для домашнего задания формулируются преподавателем семинарских занятий и доводятся до сведения студентов заблаговременно посредством размещения в системе LMS или MS Teams не менее, чем за неделю до назначенного срока сдачи домашнего задания.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям в соответствии с предложенными заданиями, участие в дискуссии, решении задач и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки не предусматривается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. В рамках экзамена студент должен ответить на один открытый вопрос в форме эссе максимум 15 строк, и дать комментарий правового текста в форме эссе максимум 15 строк. Текст набирается шрифтом Times New Roman 12 кегль, одинарный междустрочный интервал. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    О дисциплина = k1 х (О д/з + О р/с) + k2 х О экзамен О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,5, k 2 = 0,7, О д/з – баллы, полученные за домашнее задание (максимум - 4 балла), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 2 балла), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антонов М. В. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 497с. - ISBN: 978-5-534-05901-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-gosudarstva-i-prava-453972
  • История и методология юридической науки : учебник / И.Л. Честнов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 283 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5978a3f789a282.51535943. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989036

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мачин И. Ф. - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 218с. - ISBN: 978-5-534-00371-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-449623
  • Михайлов А. М. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 463с. - ISBN: 978-5-534-10391-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-ideya-estestvennogo-prava-474847
  • Общая теория права: Учебник / Поляков А.В., Тимошина Е.В., - 3-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 468 с.: ISBN 978-5-288-05730-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999804