• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Введение в специальность"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о способах получения информации правового характера для решения профессиональных и социальных задач, основных методах, способах и средствах получения, анализа и использования информации. В ходе преподавания курса будут сформированы представления о юридической профессии, различных направлениях работы юристов, юридической профессиональной и научной этике. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с юридическими текстами, проведения научных и научно-практических исследований, подготовки письменных работ (учебных и научных), публичного выступления. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении отраслевых юридических дисциплин и в практической профессиональной деятельности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания сущности, содержания и основных процессов научного исследования, осознания значимости профессии юриста и ее роли в современном обществе
  • привитие навыков и умений научно-исследовательской деятельности
  • выработка у студентов базовых навыков профессиональной и научной деятельности
  • выработка умения работать с документами, готовить письменные работы и устные выступления по профилю избранного направления подготовки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о типах документации правового характера и тех текстов, из которых может быть извлечена правозначимая информация. Умеет анализировать тексты, находить ответы на конкретные правовые вопросы.
  • Имеет общее представление о профессии юриста, направлениях профессиональной деятельности
  • Имеет представление о подготовке и оформлении научных текстов. Умеет определять научную проблему, ставить цели и задачи научного исследования. Умеет работать с необходимыми источниками и литературой по тематике исследования, оценивать их и формулировать собственную позицию на основе изученных материалов
  • Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
    Общая характеристика дисциплины, ее целей и задач, форм контроля, тематики, выбранной преподавателем
  • Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
    Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы, заглавия. Формулирование вопросов к тексту, подготовка ответов на вопросы по тексту. Изложение (пересказ) основного содержания и отдельных фрагментов текста. Реферирование (конспектирование) текста, разработка плана прочитанного текста (по пунктам, в виде таблицы и пр.). Подготовка и формулирование выводов по тексту, комментирование текста, подготовка и формулирование аннотации к тексту. Определения ключевых понятий текста. Стилистика текста, выявление особенностей, позволяющих классифицировать его по жанровой принадлежности. Выделение сходств и различий разножанровых текстов по одной и той же (сходной) тематике. Критический анализ текста: поиск аргументов изложенной позиции и формулирование контраргументов Построение взаимосвязей в тексте в виде схемы.
  • Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
    Выбор темы и ее обоснование: новизна, актуальность, теоретическое и практическое значение. Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы. Заглавие как отражение основной темы текста. Определение ключевых понятий текста. Подготовка плана (структуры) научной статьи, определение целей и задач. Подготовка аннотации и тезисов статьи. Стилистика письменной научной работы. Поиск и подбор литературы и нормативных правовых актов, Интернет-ресурсов. Оформление списка литературы. Оформление ссылок (сносок). Подготовка аргументации позиции, изложенной в статье, и формулирование выводов – промежуточных и итоговых.
  • Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
    Составление плана выступления и тезисов. Стилистика устного выступления, отличия от письменного текста. Устное выступление, защита позиции, убеждение. Ведение дискуссии: формулирование аргументов и подготовка ответов на вопросы (контраргументы оппонентов). Подготовка презентации для устного выступления, требования к презентации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (на основе заданий, представленных в LMS), участие в дискуссиях и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется во втором модуле. Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями. Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара. Тема статьи заранее согласуется студентом с преподавателем. Правила оформления эссе в целом соответствуют требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам, утвержденным юридическим факультетом, дополнительные требования доводятся преподавателем до студентов заблаговременно на семинарских занятиях. Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, должно быть надлежащим образом оформлено (в т.ч. ссылочно-библиографический аппарат), объем текста не должен существенно превышать объем 20 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме (в печатном виде) вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты анализа изученных источников и литературы, а также результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки доклада (публичного выступления) и вспомогательных материалов к нему. Домашнее задание состоит в подготовке в рамках темы научной статьи (эссе, см. п. 3.2.3) тезисов доклада и презентации к нему в программе PowerPoint в соответствии с требованиями, озвученными преподавателем на занятиях в рамках научно-исследовательского семинара, и их представлении на специально отведенном практическом занятии в заранее установленные преподавателем сроки. Оценивание домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада, состоящего из тезисов (в печатном виде) и электронной презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами. Экзаменационные задания представляют собой анализ предложенного текста по тематике соответствующей семинарской группы. Дается пять заданий, которые формулируются преподавателем на основе заданий, выполнявшихся на семинарских занятиях: выявление предмета, проблемы, предложение собственного названия, выявление сильных и слабых сторон, составление плана или формулирование тезисов. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме в течение 60 минут.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проводится в первом модуле. Целью коллоквиума является проверка знаний студентов по пройденным темам, умения работать с научной литературой, знания соответствующей историко-правовой терминологии и фактического материала. В рамках коллоквиума студенты должны представить обзор научной работы, выбранной из списка, предложенного преподавателем на одном из первых занятий. Обзор представляет собой выступление, в рамках которого дается краткая характеристика научной (в некоторых случаях – учебно-методической) работы, включая ее структуру, содержание, сильные и слабые стороны, и возможности использования ее при подготовке собственной научной работы (статьи, доклада) в рамках направления работы научно-исследовательского семинара (см. прим. к п. 2). Также студенту ответить на вопросы по итогам выступления и задать вопросы по выступлениям других участников коллоквиума. Продолжительность выступления – 10-12 минут. Количество вопросов по выступлениям других участников коллоквиума – не менее 3. Коллоквиум проводится в рамках семинарских занятий в продолжение 8 часов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0,2*Осем + 0,2*Окол + 0,2*Оэс + 0,4*Одз + 0,4 *Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Володина С.И. - Риторика. Учебное пособие для бакалавров - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-11304-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/25183
  • Под ред. Радько Т.Н. - Введение в юридическую профессию. 2-е издание. Учебник для бакалавров - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-21839-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34716
  • Профессиональная речь юриста : учеб. пособие / Н.Н. Ивакина. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 448 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/762949

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766062
  • Марченко М.Н. - Источники права. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18001-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23184
  • Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / Шкляр М.Ф., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 208 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-02518-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/340857
  • Соколов Н.Я. - Профессиональная культура юристов и законность - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-20034-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23409
  • Солганик Г.Я. - Стилистика текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-89349-008-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74647
  • Юридическая педагогика: Учебник/Левитан К. М., 2-е изд., изм. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-623-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/510785
  • Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник для вузов / М.И. Еникеев. — 2-е изд., перераб. — М. : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2017. — 640 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754422