• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court
In press

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law. L.: Routledge & Kegan Paul, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Research Seminar "Introduction to Specialty"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о способах получения информации правового характера для решения профессиональных и социальных задач, основных методах, способах и средствах получения, анализа и использования информации. В ходе преподавания курса будут сформированы представления о юридической профессии, различных направлениях работы юристов, юридической профессиональной и научной этике. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с юридическими текстами, проведения научных и научно-практических исследований, подготовки письменных работ (учебных и научных), публичного выступления. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении отраслевых юридических дисциплин и в практической профессиональной деятельности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания сущности, содержания и основных процессов научного исследования, осознания значимости профессии юриста и ее роли в современном обществе
  • привитие навыков и умений научно-исследовательской деятельности
  • выработка у студентов базовых навыков профессиональной и научной деятельности
  • выработка умения работать с документами, готовить письменные работы и устные выступления по профилю избранного направления подготовки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о типах документации правового характера и тех текстов, из которых может быть извлечена правозначимая информация. Умеет анализировать тексты, находить ответы на конкретные правовые вопросы.
  • Имеет общее представление о профессии юриста, направлениях профессиональной деятельности
  • Имеет представление о подготовке и оформлении научных текстов. Умеет определять научную проблему, ставить цели и задачи научного исследования. Умеет работать с необходимыми источниками и литературой по тематике исследования, оценивать их и формулировать собственную позицию на основе изученных материалов
  • Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
    Общая характеристика дисциплины, ее целей и задач, форм контроля, тематики, выбранной преподавателем
  • Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
    Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы, заглавия. Формулирование вопросов к тексту, подготовка ответов на вопросы по тексту. Изложение (пересказ) основного содержания и отдельных фрагментов текста. Реферирование (конспектирование) текста, разработка плана прочитанного текста (по пунктам, в виде таблицы и пр.). Подготовка и формулирование выводов по тексту, комментирование текста, подготовка и формулирование аннотации к тексту. Определения ключевых понятий текста. Стилистика текста, выявление особенностей, позволяющих классифицировать его по жанровой принадлежности. Выделение сходств и различий разножанровых текстов по одной и той же (сходной) тематике. Критический анализ текста: поиск аргументов изложенной позиции и формулирование контраргументов Построение взаимосвязей в тексте в виде схемы.
  • Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
    Выбор темы и ее обоснование: новизна, актуальность, теоретическое и практическое значение. Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы. Заглавие как отражение основной темы текста. Определение ключевых понятий текста. Подготовка плана (структуры) научной статьи, определение целей и задач. Подготовка аннотации и тезисов статьи. Стилистика письменной научной работы. Поиск и подбор литературы и нормативных правовых актов, Интернет-ресурсов. Оформление списка литературы. Оформление ссылок (сносок). Подготовка аргументации позиции, изложенной в статье, и формулирование выводов – промежуточных и итоговых.
  • Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
    Составление плана выступления и тезисов. Стилистика устного выступления, отличия от письменного текста. Устное выступление, защита позиции, убеждение. Ведение дискуссии: формулирование аргументов и подготовка ответов на вопросы (контраргументы оппонентов). Подготовка презентации для устного выступления, требования к презентации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (на основе заданий, представленных в LMS), участие в дискуссиях и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется во втором модуле. Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями. Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара. Тема статьи заранее согласуется студентом с преподавателем. Правила оформления эссе в целом соответствуют требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам, утвержденным юридическим факультетом, дополнительные требования доводятся преподавателем до студентов заблаговременно на семинарских занятиях. Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, должно быть надлежащим образом оформлено (в т.ч. ссылочно-библиографический аппарат), объем текста не должен существенно превышать объем 20 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме (в печатном виде) вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты анализа изученных источников и литературы, а также результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки доклада (публичного выступления) и вспомогательных материалов к нему. Домашнее задание состоит в подготовке в рамках темы научной статьи (эссе, см. п. 3.2.3) тезисов доклада и презентации к нему в программе PowerPoint в соответствии с требованиями, озвученными преподавателем на занятиях в рамках научно-исследовательского семинара, и их представлении на специально отведенном практическом занятии в заранее установленные преподавателем сроки. Оценивание домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада, состоящего из тезисов (в печатном виде) и электронной презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами. Экзаменационные задания представляют собой анализ предложенного текста по тематике соответствующей семинарской группы. Дается пять заданий, которые формулируются преподавателем на основе заданий, выполнявшихся на семинарских занятиях: выявление предмета, проблемы, предложение собственного названия, выявление сильных и слабых сторон, составление плана или формулирование тезисов. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме в течение 60 минут.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проводится в первом модуле. Целью коллоквиума является проверка знаний студентов по пройденным темам, умения работать с научной литературой, знания соответствующей историко-правовой терминологии и фактического материала. В рамках коллоквиума студенты должны представить обзор научной работы, выбранной из списка, предложенного преподавателем на одном из первых занятий. Обзор представляет собой выступление, в рамках которого дается краткая характеристика научной (в некоторых случаях – учебно-методической) работы, включая ее структуру, содержание, сильные и слабые стороны, и возможности использования ее при подготовке собственной научной работы (статьи, доклада) в рамках направления работы научно-исследовательского семинара (см. прим. к п. 2). Также студенту ответить на вопросы по итогам выступления и задать вопросы по выступлениям других участников коллоквиума. Продолжительность выступления – 10-12 минут. Количество вопросов по выступлениям других участников коллоквиума – не менее 3. Коллоквиум проводится в рамках семинарских занятий в продолжение 8 часов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0,2*Осем + 0,2*Окол + 0,2*Оэс + 0,4*Одз + 0,4 *Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Володина С.И. - Риторика. Учебное пособие для бакалавров - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-11304-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/25183
  • Под ред. Радько Т.Н. - Введение в юридическую профессию. 2-е издание. Учебник для бакалавров - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-21839-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34716
  • Профессиональная речь юриста : учеб. пособие / Н.Н. Ивакина. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 448 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/762949

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766062
  • Марченко М.Н. - Источники права. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18001-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23184
  • Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / Шкляр М.Ф., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 208 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-02518-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/340857
  • Соколов Н.Я. - Профессиональная культура юристов и законность - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-20034-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23409
  • Солганик Г.Я. - Стилистика текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-89349-008-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74647
  • Юридическая педагогика: Учебник/Левитан К. М., 2-е изд., изм. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-623-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/510785
  • Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник для вузов / М.И. Еникеев. — 2-е изд., перераб. — М. : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2017. — 640 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754422