• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследуя неизвестное: восточные ценности и религии

11 марта участники НУГ представили доклады по результатам своих исследований на Неделе Востока, которая проводится на Юридическом факультете ежегодно. Начинающие исследователи участвовали в работе теоретической и исторической секций.

Исследуя неизвестное: восточные ценности и религии

Конференция «Россия и Восток: особенности правоотношений в истории и на современном этапе» в рамках Недели Востока проходит на Юридическом факультете Питерской Вышки второй год подряд. В рамках мероприятия проводятся различные научно-исследовательские и развлекательные мероприятия, участие в которых принимают члены научно-учебной группы.

В течение двух недель молодые исследователи под научным руководством Михаила Валерьевича Антонова и Екатерины Геннадьевны Самохиной готовились к мероприятию, исследуя интересующие их темы и готовясь к представлению докладов. 

Первыми на конференции представили свои доклады наставники научно-учебной группы. Михаил Валерьевич Антонов рассказал о новой методологии сравнительного правоведения. В рамках доклада профессор выдвинул гипотезу о том, что одномерное восприятие картины мировового развития должно остаться в прошлом, а сравнительная методология в эпоху деглобализации должна отвечать исследовательским требованиям. Автор предложил новый - ценностно ориентированный и всесторонний - подход к сравнительному анализу правовых культур. Екатерина Геннадьевна Самохина представила доклад на тему «Образ права в мифах Востока». В нем было проведено сопоставление общих принципов мифологии и права на примере мифов индийской культуры. Автор обнаружил в мифологии основу для общих принципов права, таких как pacta sunt servanda и других.

На конференции выступили и студенты-члены научно-учебной группы, принявшие участие в трибуне молодого учёного. Андрей Хмелевский представил доклад на тему «Право и миф: проторелигиозные формы права». Автор проанализировал, как право с ценностной, эстетической и исторической точек зрения соотносится с мифом. Были представлены сходства и различия данных ругеляторов. По результатам исследования автор предположил о том, что миф является проторелигиозной формой права и в значительной мере влияет на правосознание отдельных культур. Ольга Мохова выступила с докладом «Авраамические религии и идея идеального общества». В нем был детально изучен образ пророка Авраама в трех мировых религиях, проведены параллели между представлениями различных религиозных течений, а также выявлены через эту парадигму представления их последователей об идеальном обществе и генеральную парадигму ценностей учений. Иван Девицкий выступил с докладом «П.И. Новгородцев о Западном и Восточном пути России». В докладе транслировалась позиция Павла Ивановича Новгородцева в вопросах социо-религиозного сознания людей. Выделялись характерные черты, которые отличают православие от протестантства и католичества, рассматривалось восточное влияние на православную конфессию. Автор ретроспективно проанализировал позиции П.И. Новгородцева с точки зрения 70-летнего периода существования Советского государства. Николай Первушин рассказал о влиянии конфуцианства и легизма на право современного Китая. В теоретической части доклада были затронуты и проанализированы характерные особенности легизма и конфуцианства, а также их исторический «синтез». В практической части автор проанализировал целый ряд правовых актов Китая, а также правоприменительную практику. В ходе анализа было установлено, что для Китая до сих пор характерны черты традиционализма в правоприменительной и законотворческой деятельности, а также прослеживаются отголоски философских течений конфуцианства и легизма. Максим Трофимов представил доклад на тему «Понятия “Восток” и “Запад” в восприятии участников вооруженных конфликтов в  контексте Крестовых походов XI–XIII вв». Автор раскрыл генезис терминов «запад» и «восток» в контексте христианско-мосульманских конфликтов XI-XIII вв., рассмотрел социальное взаимодействие последователей Христианства и Ислама до начала конфликтов, а также сравнивает историческое восприятие и перспективы мусульман и христиан на серию военно-политических столкновений армий крестоносцев и обороняющихся мусульман. На основании описываемой информации автором делается вывод о внутриполитическом характере причин конфликта и несостоятельности характеризации конфликта посредством использования дихотомии противостояния востока и запада.

Все доклады, представленные студентами-членами научно-учебной группы, послужат основой для написания коллективного препринта о регулировании религиозных сообществ в России, а также статей о ценностном восприятии права.