19/29.07.1698, вт. В этот день П. выехал из Вены.
В этот день П. выехал из Вены[1]*. Генрих Гизен: «Е.ц.в. намерился было ехать оттоль в Италию, куда и поехали наперед несколько от свиты, как выше писано, но получа ведомость о бунте в Москве, зело он гневен явился, что принужден был оное намерение оставить, сего ради пошел из Вены 19 числа наскоро назад, чрез Польшу, перелетев в один месяц больше 3 сот миль», с собой взял Ф.Я.Лефорта и Ф.А.Головина. П.Б.Возницын был оставлен для завершения дел, разослал дворян свиты по разным странам «для обучения в науках полезных в гражданском житии и наказано им было, чтоб они в отечество свое добрые и новые познания и науки привезли, а не худые обыкновении и непристойные манеры». Ввечеру П. приехал в д. Вилькорстов, 4 мили от Вены, меняли лошадей, ночью прибыли в Наудерштов и пред утром - в Пелцинлхшпоорф[2]**.
Письма и бумаги П.: 1. Курляндским герцогине Елизавете-Софии и герцогу Фридриху-Вильгельму грамота с сочувствием по поводу смерти герцога Фридриха-Казимира[3]; 2. Указ именной, объявленный Разряду боярином Т.Н.Стрешневым, об окончании отсрочки в судебных делах ратным людям – участникам Воскресенского похода[4]; 3. П.Б.Возницыну верительная грамота для переговоров о мире[5].
Разные письма и бумаги: кн. Б.А.Голицын – Ф.Я.Лефорту о том, что «все здоровы и мы живы. Спился ты, миленький, с ума, что ни в чем дельно не пишешь, а что есть у нас весте и я о том писал до премилостиваго своего десятника и ты на меня не покручинься, что тебе о том не писал именно»[6].
Комментарий.
* Согласно версии С.О.Андросова, предположительно, в ночь с 18 на 19.07 П., в составе делегации из 8 русских, тайно прибыл в Венецию через Местре и пробыл там до 20/30.07, осмотрев, вероятнее всего, Арсенал, а затем столь же стремительно вернулся в Австрию, нагнав выехавшее из Вены посольство по пути его следования[7]. Версия С.О.Андросова весьма соблазнительна, учитывая, что точно известно:венецианские власти совершенно подготовились к приезду царя и его свиты, выделив для него помещение и гондолы. Это стало даже достоянием публики, которая с нетерпением ждала диковинного гостя, а в Вене, в посольском дворе, все было готово для поездки в Венецию. Велико было и желание П. увидеть «галерную Мекку». В литературе точка зрения С.О.Андросова была поддержана Н.Б.Кардановой, и (правда, с определенными оговорками) И.Д. и Д.Ю. Гузевичи[8] (Д.Ю.Гузевич на полях рукописи Биохроники уточнил о себе и соавторе: «…показавшими техническую осуществимость такого броска в имевшееся у царя время»). Напротив, И.Шварц, также, как Гузевичи прокатилась из Вены до Местре на авто и пришла к убеждению, что добраться по тогдашей "прискорбной" дороге за полтора дня невозможно[9]. Отвергаю все эти сомнительные туристские «реконструкции» и предлагаю рассчитывать в будущем только на машину времени. Совершенно отвергает предположение С.О.Андросова на основе использованных им итальянских источников И.В.Дубровский, чьи аргументы кажутся убедительными[10]. Будем рассчитывать в будущем на машину времени.
Трудно объяснить полную неосведомленность о «молниеносном» визите П. в Венецию венецианского посла в Вене Карлом Рудзини. Донесения его, опубликованные Е.Ф.Шмурло, однозначно свидетельствуют о том, что П. отказался от поездки в Венецию. Карло Рудзини получил - через дворянина посольства – известие об отъезде П. в Россию. В случае же, если бы поездка в Венецию состоялась, Карло Рудзини как раз и должен был быть в курсе задуманного предприятия, в подготовке которого он сыграл заметную роль. Приведя эти и многие другие очевидные факты блистательного отсутствия П. в Венеции, новейший исследователь сюжета А.О.Ястребов элегантно уходит от окончательного ответа, отсылая читателей в поисках истины поработать в итальянских архивах[11]
** Путевой журнал: «Отсель поехали после полудни пол-4 часа на почте. Ввечеру приехали в деревню Вылкорстов, отъехали 4 мили, переменили лошадей, поехали, в ночи приехали в деревню Навдерштов, 2 мили отъехав, перед утром приехали в деревню Кецихшторф, отъехали 2 мили»[12].
[1] ПБП. 1. С. 743.
[2] Гизен. Журнал. 1. С. 91-92; Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.
[3] ПБП. 1. № 253. С. 266-267; Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 11.
[4] ПСЗ. III. № 1638. С. 457.
[5] Шварц. Великое посольство. С. 64-65.
[6] Письмо князя Б.А.Голицына. С. 199.
[7] Андросов. Петр I в Венеции. С. 132; Андросов. От Петра. С. 10-13.
[8] Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 254-258; Карданова. Итальянские маршруты. С. 389; Гузевич и Гузевич. Мифологизация Петра I в Европе // Дома и домики Петра. С. 448 – 453.
[9] Шварц. Петр I и Великое посольство. С. 87 - 88.
[10] Дубровский. Еще раз о несостоявшейся поездке. С. 335-349.
[11] Ястребов. «Более всего он желает видеть Венецию…». С. 716.
[12] Путевой журнал. С. 365.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.