20.11.1700, ср. П. в дороге в В.Новгород.
П. в дороге в В.Новгород.
К утру Кампергольмский мост был восстановлен. Русские войска начали отходить через него, в том числе оба полка гвардии и дивизия А.М.Головина. А когда пошла дивизия А.А.Вейде, то шведы начали грабить русские полки, отнимая оружие, знамена (151 знамя и 20 штандартов, 6 пар литавр), одежду. Все генералы и часть офицеров (всего 79 чел.), находившиеся в шведском лагере, были объявлены военнопленными и отведены в Нарву, в комендантский дом Г.Р.Горна. По данным ГСВ, это произошло 21.11[1]*.
Комментарий.
* Согласно шведским источникам, русские потеряли 18 тыс. чел, исследователи указывают разные цифры: 7 тыс., 23 тыс. чел. (авторы «Походов Карла XII») и т.д. Как бы то ни было, потери были громадны. П., признавая в ГСВ, что многие погибли в бою, от голода, утонули в реке, но цифр никаких не приводит (в заметках, относящихся к январю 1723 г., мы читаем: «И тако при той осаде наших от голоду померло в шанцах и на бою побито и потонуло, а неприятеля сколко побито, подлинно знать было за упатком своим невозможно, а слух был, что около 3-х тысяч. О полках наших по окончании того бою шведы на другой, третей день где наших ушедших находили, выводя, как бутто винных, кололи. Неприятелских войск сколко было, подлинно неизвестно, понеже их офицеры после неравно сказывали иные 12, иные более, а иные толко 8 тысяч»[2]. Нужно признать, что часть войск, стоявших на правом берегу Наровы, вокруг Ивангорода (Новгородская конница и стрелецкие полки Л.П.Сухарева, С.М.Стрекалова и Елчанинова) в бою фактически не участвовали и могли беспрепятственно ретироваться. Потери шведов составили 97 офицеров и 1181 солдат (убитыми соответственно 31 и 636 чел.)[3]. По гипотетическим выводам В.С.Великанова невосполнимые потери личного состава (нижних чинов) русской армиисоставили «не менее 7 тыс. человек», раненых и больных соответственно 800-900 и 1.5-2 тыс. чел. Офицерский состав потерял 140-150 чел. Артиллерия (195 орудий, 4 гаубицы и 45 мортир) была утрачена полностью. В итоге, потери «не превышали 25 %» личного состава[4]. Вольтер замечал, что «бесспорно и удивительно то, что шведский король позволил половине русских солдат вернуться безоружными, а второй половине – перейти обратно реку со своим оружием. Это странное доверие вернуло царю его войско»[5].
Когда именно П. получил сообщение о поражении под Нарвой, не установлено. Скорее всего, это произошло 20 или 21.11. Гонец мог нагнать П. по дороге в В.Новгород. Известие о поражении П. доставил гонец кн.Я.И.Лобанов-Ростовский, сообщив, что «все без остатку побиты и потоплены, а оставшиеся в полон побраны, что Е.в. немало опечалило»[6]. А когда через несколько дней оказалось, что картина не столь катастрофическая, Я.И.Лобанов-Ростовский был арестован, приговорен к расстрелу за паникерство, но потом казнь ему была заменена тюрьмой – обычная судьба гонцов, привозившихскверные новости[7].
[1] Устрялов. История. 4-1. С. 48-49, 53; ГСВ. 1. С. 84.
[2] КПБ. 103. Л. 83 об.– 84.
[3] Походы Карла XII. С. 107-108, 112.
[4] Великанов. К вопросу о состоянии. С. 26-42; Великанов. К вопросу об офицерском корпусе. С. 338-354.
[5] Вольтер. История Российской империи. С. 191.
[6] Соймонов. История. С. 93-94.
[7] ПБП. 1. С. 411.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.