До 14.07.1717. В Спа П.
До 14.07
В Спа П. дал отпускную грамоту прибывшему туда датскому министру Г.Г.Вестфалену[1]*.
В Спа П. позировал голландскому художнику Карелу де Моору, портрет этот находится во дворце Хет-Лоо[2].
В Спа съехалось огромное число окрестных жителей, людей из Льежа и Вервье, в воскресенье стекались толпы окрестных крестьян. П. иногда выходил к ним и разговаривал с людьми, что вызывало уважение народа к нему, П. был просто одет, во всем подчинялся местным обычаям, не носил шпаги, как тут было принято. Много времени посвящал прогулкам, как предписывали врачи, и был хорошим ходоком. Он неоднократно обходил все источники, бывал в замке Франшимон, не предавался популярной в Спа карточной игре, только иногда играл в голландскую игру (gravies) или в шахматы. Раз его застали удящим рыбу на берегу речки, изобиловавшей форелью, причем некто Ксофле – владелец участка, потом продавал рыбу, якобы выловленную П.[3].
Свита П. составляла 40 человек, из них 12 вельмож: кн. Б.И.Куракин, кн. В.Вл.Долгоруков, П.П.Шафиров, П.А.Толстой А.И.Румянцев, Р.К.Арескин, И.А.Черкасов и др. Вся прислуга П. состояла из лакея и швейцара. Для свиты были устроены бараки, сам П. часто оставлял помещение и проводил дни в палатке на площади, носящей теперь его имя (Place Pierre le Grand), там у него был простой деревенский стул[4].
От обитателей Спа он получал разные вещицы на память, он также искал и нанимал мастеров. Из Австрийских Нидерландов П. вывез скульптуру, постаменты, карнизы, мраморные вазы[5].
Комментарий.
* Надо полагать, что как раз в Спа оформилась концепция прямых переговоров со шведами о мире через Г.Г.Гёрца. Известно, что в Спа как раз приехал «пить воду» уже упомянутый выше агент Гёрца Станислав Понятовский, несколько раз встречавшийся с кн. Б.И.Куракиным, который, в свою очередь, докладывал обо всем П. (если сам П. не встречался с Понятовским, что кажется возможным). Вернувшись в Амстердам и Гаагу, кн. Б.И.Куракин продолжал контакты с Й.Ф.Прейсом и Понятовским и 29.07 сообщил им о согласии П. на встречу русских и шведских дипломатов на оккупированных русскими войсками Аландских островах. При встрече кн. Б.И.Куракина и Г.Г.Гёрца в Хэт-Лоо были более подробно оговорены условия конгресса, и в сентябре Куракин получил полномочную грамоту на ведение переговоров о мире[6]. Однако утаить факт переговоров не удалось, и П. решил привлечь к ним Пруссию.
[1] Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 262.
[2] Вагеманс. Петр. С. 180; Dückershoff. Peter der Große in seine Porträts. S. 30.
[3] Боди. Петр Великий. С. 589-590.
[4] Боди. Петр Великий. С. 588-589.
[5] Вагеманс. С. 180.
[6] Фейгина. Аландский конгресс. С. 188-189; АК. 2. С. 130-131.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.