07/18.05.1717, вт. П. в Париже.
07/18.05, вт.
П. в Париже, к П. явился в 8 утра маршал и вице-адмирал В.М. д’Эстре (Дестре) и повез его в своей карете в свой загородный дом Исси-ле-Мулино, где они обедали и маршал занимал П., показывая ему «множество предметов, относящихся к мореходству»[1]. П. получил в подарок книги и чертеж галеры. В этот же день прогулялся (или проехал) по предместью Сен-Антуан[2]. П.П.Шафиров, кн. Б.И.Куракин и кн. В.Вл.Долгоруков были в Тюильри на аудиенции, данной королем иностранным министрам[3]. В это день вечером шли переговоры с французами (Р.М. де Тессе) о заключении союзного трактата[4]*.
Разные письма и бумаги: 1. А.П.Бестужев-Рюмин – царевичу Алексею о своей приверженности ему, готовности уйти с английской службы и приехать к нему лично[5]; 2. Екатерина – А.Д.Меншикову из Амстердама о получении его письма от 12.04 и получении кафтана Петра Петровича. П. «изволил прибыть в Париж 26-го дня прошедшаго апреля благополучно»[6].
Комментарий.
* Суть дипломатических усилий П. и его дипломатов в Париже заключалась в решении трех взаимосвязанных задач: во-первых, после провала в отношениях с Англией (и недружественных действий Австрии, где укрылся царевич Алексей) необходимо было найти нового могучего союзника против Швеции, который бы, если не помогал победить противника, то хотя бы не содействовал ему и, возможно, стал бы посредником в заключении выгодного России мира. Между тем, Франция издавна состояла в союзе со Швецией и оказывала ей значительную материальную помощь. На эту помощь рассчитывала сама Россия. Во-вторых, нужно было не только разорвать союз Франции со Швецией, но и предложить первой участие в своем союзе, включающем в себя Пруссию и Польшу. В-третьих, нужно было добиться признания завоеваний России в Восточной Прибалтике. Французы поначалу ограничились тем, что предложили посредничество в заключении мира, обещали прекратить помощь Швеции, но одновременно требовали вывода русского корпуса из Мекленбурга, участия России в возможной войне с Австрией, и отказывались признать прибалтийские завоевания России. Цели переговоров были фактически недостижимы, переговоры с французами шли трудно. Подр. в материалах сб. РИО. Т. 34; см. также: Мезин С.А. Петр I во Франции. С. 117-125.
[1] Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 13. ПЖПВ. 1717 г. С.15; ГСВ. 1. С. 616; Мезин. Петр I во Франции. С. 67, 111, 143-144; Мезин. Царь, вице-адмирал и академик. С. 262-265.
[2] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 139.
[3] Мезин. Петр I во Франции. С. 67.
[4] РИО. 34. С. 194-201.
[5] Устрялов. История. 6. С. 93, 379-380.
[6] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 275-276.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.