30.06/11.07.1705, сб. П. в Полоцке.
Инцидент в Полоцке с участием П., пожелавшего осмотреть униатский костел, мимо которого он проходил и куда, с несколькими лицами, вошел. Униаты встретили царя без почтения, как противника веры, не пустили в алтарь, в ответ на вопрос об одном из образов, сказали, что это образ Иосафата, которого умертвили православные – еретики и мучители. П. приказал арестовать униатов и вышел из костела, там началась свалка, некоторые из свиты были ранены, а четверо из причетников смертельно ранены, один пойман и повешен. Другая версия, распространенная Ватиканом: по убеждению Стефана и других П. якобы решил искоренить унию в Польше, приказал в Витебске изрубить иконы блаженного Иосафата, приехал в Полоцк, чтобы сжечь его мощи. В конце вечерни он якобы вошел в монастырь, вступил в алтарь святого Иоасафа, в разговоре с попом Феофаном о его иконе ударил попа тростью, потом дал пощечину и сбил монаха с ног, стал травить его английским псом, потом саблей разрубил священника пополам, а потом убил и второго священника, в алтаре разметал по полу святые дары. Когда поп Константин стал их подбирать, П. отсек ему уши и приказал повесить за городом, а потом тела трех этих мучеников приказал сжечь. Затем, вернувшись в монастырь, убил саблей еще пятерых монахов, остальные разбежались, попа Иакова Клюшковского мучили целую ночь, а потом повесили. Когда какие-то женщины стали плакать над трупами, П. приказал обрезать им сосцы, униатскую церковь разграбили и опечатали. В другом монастыре П. выгнал монахинь на улицу*.
Комментарий.
* Н.Г.Устрялов считает послание из Рима ложным, т.к. П. убил не девятерых, а только пятерых. Это подтверждают и донесения римских миссионеров папе из Москвы, которые писали, что главной причиной происшедшего было излишнее пьянство на пиру у кн. Г.А.Огинского. Н.Г.Устрялов приводит сведения о том, что в первой редакции «Гистории Свейской войны» П. зачеркнул строки, написанные А.В.Макаровым: «30 июня были в Полоцкой каменной униатской церкви: пять униатов побито за то, что наших генералов называли еретиками». В современной публикации ГСВ (первая редакция) этот эпизод вообще опущен[1], что кажется связано с экзольтированным (по моим наблюдениям) преклонением перед П. Т.С.Майковой - архивиста и публикатора ГСВ. В манифесте П., опубликованном позже, из Вильно, было признано, что четыре униатские монаха были убиты, а пятый повешен «за учиненное ими государю злоречие и переписку со шведами», что подтверждало происшедшую расправу в Софийском соборе[2]. В современной краеведческой литературе о происшедшем сказано т.о.: «Страшная трагедия произошла во время Северной войны – Святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину. У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе, и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины»[3].
Настоятель собора, архиепископ Полоцкий Иосафат Кунцевич (1580-1623) был действительно растерзан толпой православных прихожан за запрет вести службу по православному обряду, позже был канонизирован католической церковью, прах его – в базилике Святого Петра в Риме[4]. Как бы то ни было, инцидент в Полоцке получил резонанс в Европе не в пользу П., который, будучи на Западе, обычно проявлял подчеркнутую толерантность в вопросах веры, но был подобно церковным иерархам России всех времен, особенно нетерпим к униатам.
[1] ПЖПВ. 1705 г. С. 5-6; ГСВ. 1. С. 256; ПБП. 3. С. 850; Устрялов. История. 4-1. С. 370-373.
[2] Устрялов. История. 4-1. С. 370; Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 182; Бантыш-Каменский. Историческое известие. С. 156-158.
[3] http://probelarus.by/belarus/sight/church/sofiyskiy_sobor_v_polocke.html.
[4] Подр. см.: Говорский. Иоасафат Кунцевич; Правда об Иосафате Кунцевиче.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.