18.09.1723, ср. П. поехал к Кроншлоту.
П. поехал к Кроншлоту[1] в 9 часов утра с А.Д.Меншиковым, Ф.М.Апраксиным и др. Как сообщал Ф.В.Берхгольц, предполагалось показать персидскому послу флот и для этого не разоснащали корабль «Александр», где собирались «угощать его»[2]. 29.09 У.А.Сенявин писал Г.И.Козлову, что 18.09 П., А.Д.Меншиков, Л.Н.Алларт «и прочие… прибыли благополучно и изволил как кашкадами, так и фонтанами и протчими здешними строениями доволен быть и веселитца». (Петровский Петергоф. 2. С. 398).
Письма и бумаги П.: 1. Резолюция на письмо Г.И.Головкина: «Советовали мы и с Петром Андреевичем (Толстым – Е.А.) кого б послать резидентом и к тому избираем князь Бориса Мещерского, которой здесь, а о Крефте, что вы изволили говорить, сказывают маеоры, что он к тому неспособен, поволите ль его, Мещерского, отпра[влять]». П.: «Я положил на ваш совет: учините по разсуждению, а и сие кажетца нарочит»[3]*.
Разные письма и бумаги: Синод, выполняя указ П. о переводе иноверческих катехизисов, потребовал также прислать «о содержании шведского всего духовенства по чинам какое и из чего они довольство получают»[4].
Комментарий.
* Резидент унтер-лейтенант флота кн. Борис Мещерский с Семеном Аврамовым был послан к Тахмаспу II в Ардебиль для ратификации Петербургского договора и размена ратификационными грамотами. Они прибыли к шаху в апреле 1724 г., но своей цели не добились. Министры Тахмаспа II утверждали, что Исмаил-бек превысил свои полномочия и категорически отказались от процедуры ратификации договора. В мае с большим трудом русские дипломаты выехали из Ардебиля, отстреливаясь от шаек разбойников и уворачиваясь от сброшенных с гор камней. Сам Исмаил-бек, прибыв в Решт с закупленным в России товаром, к шаху Тахмаспу II ехать отказался и находился под русской охраной[5]. Так договор о передаче прикаспийских территорий России был ратифицирован только одной стороной, т.е. не был действующим. Однако военная сила была действеннее договоров. П. начал процедуру инкорпорации новых территорий в состав империи. И.И.Голиков упоминает «пространное наставление» Семену Аврамову о действиях в Гиляне: «приуготовить жителей тамошних к подданству <…>, и обнадежить их всякою милостию и покровительством <…>, стараться всевозможно о восстановлении в Гиляни прежних торгов и мануфактур, а паче о делании шелка», взять с собой переводчиков из Казани[6].
[1] ПЖПВ. 1723 г. С. 38.
[2] Берхгольц. Дневник. 2. С. 148.
[3] КПБ. 104. Л. 79.
[4] ОДДСС. 3. Стб. 512.
[5] Соловьев. Соч.: в 18 кн. Кн. 9. С. 375; Курукин. Персидский поход Петра Великого. С. 125-126.
[6] Голиков. ДПВ. 9. С. 279-280.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.