08.09.1720, чт. Рождество Богородицы. П. в СПб.
П. в СПб, привели трофейные фрегаты, был дан фейерверк и гуляли на буерах[1]. В Троицком соборе литургия, Феофан произнес «Слово похвальное о флоте российском»[2], «был триумф (пирамида с проблемами на Троецкой площади) <…> и фейерверк по 3 дни»[3]. Анри Лави сообщал, что к случаю были написаны Генрихом Гюйсеном стихи[4]. П. писал кн. Б.И.Куракину 11.09, что «все ночи убраны луминациями зело изрядно, при вводе их (кораблей – Е.А.) стреляно с обоих крепостей по столка пушек, сколко на них взято»[5]*.
Разные письма и бумаги: 1. А.И.Румянцев – П. о ситуации у Аландских островов[6]; 2. Б.Неронов писал А.В.Макарову о подготовке деревьев для посадки в СПб.[7]**
Комментарий.
* Подробно о празднестве в честь победы при Гренгаме, точнее – о меню торжественных застолий, см. статью И.Г.Дурова[8]. Примечательно, что в этой проповеди Феофан упомянул о необходимости сохранить знаменитый ботик, нашел яркое сопоставление его с Ноевым ковчегом, сравнил утлый ботик с горчичным малым зерном, из которого «возрасли сия великия, дивныя, крылатая, оруженосная древеса». Неудивительно, что на фронтиписа «Устава Морского» изображен ботик с ребенком на борту, которому ангел вручает нечто священное. Исследование Н.А.Воскресенского показало, что Феофан работал над текстом предисловия Устава Морского, где и была воспроизведена трогательная история с нахождением юным царем ботика в измайловском сарае[9]. Это речь Феофана, вероятно, запала в душу П., чуткого ко всякой символике, и породило разветвленный культурный миф. Он исчерпывающе проанализирован в книге Е.А.Погосян[10]. По указу П. «фронтешпиц на книге морскаго регламента, который ныне видим есть» сделал Б.К.Растрелли[11]. Он же, вероятно, сделал и такой же фронтиспис и для рукописи «Театрум махинариум»[12].
* «По указу Е.в. в зимней отпуск розных родов сто дерев выбрал, пробавав плоды, которых лутче сыскать не мочно для зимнева отпуску груш и дуль не нашел нигде в садах, а которые прежде дули браны были и оные дули в отпуск в Питербурх не годны -остарели, а у того хозяина есть число дуль немалое молодых от 4 и до 5 и оные в зимнем отпуске негодятца, на которых плода еще не было, только я тех дерев плод видел, от которых дулевые деревья привиты из оных я дуль набрал 300 от 4 и 5 лет, которые надлежит быть в весенний отпуск». Купец Дмитрий Собинин подрядил поставить 10000 яблонные деревья в три года, на своих подводах. Просит донести П. о зимней возке: «…конечно надлежит отправить в генваре месяце потому, что более морозов ждать нечево будет, к тому ж и в пути воска лутче будет, не так может быть дорога ухабами розбита»
[1] ПЖПВ. 1720 г. С. 36.
[2] Прокопович. Слово похвальное. С. 50.
[3] ГСВ. 1. С. 514-515; ПЖПВ. 1720 г. С. 50; Васильев. Старинные фейерверки. С. 45.
[4] РИО. 40. С. 118-120.
[5] АФАК. 1. с. 22.
[6]МИРФ. 2. С. 523-524.
[7] РГАДА. Ф. 9. Оп. 2. Кн. 47. Л. 358-368.
[8] Дуров. Пир в честь Гренгамской виктории. С. 351-379.
[9] Воскресенский. Петр Великий. С. 320 и далее.
[10] Погосян. Петр I – архитектор российской истории. С. 103-112.
[11] РИО. 108. С. 240.
[11] Матвеев. К истории сюжета. С. 31.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.