• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

08.09.1720, чт. Рождество Богородицы. П. в СПб.




8.09.1720
8.09.1720


П. в СПб, привели трофейные фрегаты, был дан фейерверк и гуляли на буерах[1]. В Троицком соборе литургия, Феофан произнес «Слово похвальное о флоте российском»[2], «был триумф (пирамида с проблемами на Троецкой площади) <…> и фейерверк по 3 дни»[3]. Анри Лави сообщал, что к случаю были написаны Генрихом Гюйсеном стихи[4]. П. писал кн. Б.И.Куракину 11.09, что «все ночи убраны луминациями зело изрядно, при вводе их (кораблей – Е.А.) стреляно с обоих крепостей по столка пушек, сколко на них взято»[5]*.

Комментарий.

* Подробно о празднестве в честь победы при Гренгаме, точнее – о меню торжественных застолий, см. статью И.Г.Дурова[6]. Примечательно, что в этой проповеди Феофан упомянул о необходимости сохранить знаменитый ботик, нашел яркое сопоставление его с Ноевым ковчегом, сравнил утлый ботик с горчичным малым зерном, из которого «возрасли сия великия, дивныя, крылатая, оруженосная древеса». Неудивительно, что на фронтиписа «Устава Морского» изображен ботик с ребенком на борту, которому ангел вручает нечто священное. Исследование Н.А.Воскресенского показало, что Феофан работал над текстом предисловия Устава Морского, где и была воспроизведена трогательная история с нахождением юным царем ботика в измайловском сарае[7]. Это речь Феофана, вероятно, запала в душу П., чуткого ко всякой символике, и породило разветвленный культурный миф. Он исчерпывающе проанализирован в книге Е.А.Погосян[8]. По указу П. «фронтешпиц на книге морскаго регламента, который ныне видим есть» сделал Б.К.Растрелли[9]. Он же, вероятно, сделал и такой же фронтиспис и для рукописи «Театрум махинариум»[10].    

 


[1] ПЖПВ. 1720 г. С. 36.

[2] Прокопович. Слово похвальное. С. 50.

[3] ГСВ. 1. С. 514-515; ПЖПВ. 1720 г. С. 50; Васильев. Старинные фейерверки. С. 45.

[4] РИО. 40. С. 118-120.

[5] АФАК. 1. с. 22.

[6] Дуров. Пир в честь Гренгамской виктории. С. 351-379.

[7] Воскресенский. Петр Великий. С.  320 и далее.

[8] Погосян. Петр I – архитектор российской истории. С. 103-112.

[9] РИО. 108. С. 240.

[10] Матвеев. К истории сюжета. С. 31.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.