19.07.1723, пт. П. из Рогервика отправился посуху в Ревель.
П. из Рогервика отправился посуху в Ревель «и дал обещание, что у Наргена будет ждать прибытия флота»[1]. До этого П. занимался молом, сочинил его чертеж. В этот приезд П. определил места для города, острога, гавани и маяка[2].
Письма и бумаги П.: 1. Ф.М.Апраксину письмо «с дороги»: «Давече за скоростию забыл вам говорить, понеже трехпалубные карабли отпускаютца к Кроншлоту, а на них посажирами есть князь Голштинской (герцог Карл-Фридрих – Е.А.), также и ваша милость, того для в сие свободное время лутче перебратца на двоепалубные карабли дабы при пришествии к Ревелю перебором оным остановки не учинить. Получено на карабле «Ангут» в Рогервике в 19 д. июля в пятом часу пополудни»[3]; 2. Я.В.Брюсу указ о подчинении В.И.Геннина и о его советника Михайлисе Берг-коллегии[4]; 4. Г.Мардефельд сообщал королю, что в СПб ходят слухи о намерении П. сделать наследницей престола Анну Петровну, а Елизавету выдать за герцога Голштинского. Это исключает из престолонаследия великого князя Петра Алексеевича, что видно из того небержения, в котором находится воспитание внука П.[5] *
Комментарий.
* Действительно, внуку и внучке П. внимания царем не уделялось. В регулярных посланиях А.Д.Меншикова, которые он посылал царственным супругам во время их частых отъездах из СПб всегда сообщалось о обычно благоприятном состоянии и времяпрепровождения детей П. и Екатерины и ни слова не говорилось о внуках Петре и Наталии. Делалось это сознательно – для П. назначить внука наследником (что соответствовало и традиции и династическому счету) казалось некой реинкарнацией ненавистного старшего сына. Слухи о варианте престолонаследия, когда наследницей становилась старшая дочь часто обсуждались в обществе и становились достоянием дипломатов, хотя никто достоверно не знал о намерениях царя.Как писал Г.Мардефельд, этот секрет знает один только царь, да он еще не решился окончательно.[6] Вероятно так и было. Правда, Ж.Кампредон усматривал в особой дружбе и покровительстве Екатерины Карла-Фридриху далеко идущий замысел царицы выдать за него старшую дочь, а младшую отправить во Францию в качестве будущей супруги короля Людовика XV (о чем несколько лет велись переговоры) и тем самым поставить П. в незбежную необходимость сделать Екатерину наследницей престола. События 1723 г. вроде бы подтвердают это предположение. Важнейшим из них можно считать объявление о предстоящей коронации Екатерины императорской короной.
[1] Берхгольц. Дневник. 2. С. 113.
[2] Куускемаа. Петр I. С. 129.
[3] Голиков. ДПВ. 9. С. 256; КПБ. 103. Л. 621;МИРФ. 2. С. 679.
[4] Голиков. ДПВ. 9. С. 503-504.
[5] РИО. 15. С. 235-237.
[6] РИО. 15. С. 237.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.