• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

30.10/11.11.1712, чт. П. в Карлсбаде.




30.10.1712
30.10.1712
Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (1693), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), (06.02.1710 – 1719), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущова), (ум. 1702) (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021)., Шафиров Петр Павлович (1669 или 1673 - 01.03.1739), из крещеных евреев, с 1691 г. переводчик в Посольском приказе, тайный секретарь (1704), ведал почтой (1701-1723), тайный советник и вице-канцлер (1709) заключил Прутский мир (1701), в Турции (1711-1713), сенатор (с 15.12.1717) подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); кавалер ордена Андре (1719), опала, лишение чинов, титула, владений, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Н.Новгород (1723), возвращен, президент Коммерц-коллегии (1725), сенатор (1733). Жена Анна Степановна (рожд.Копьева). , Куракин Борис Иванович, князь (псевдоним Панов Лука), комнатный стольник (1693), дипломат , Август II Сильный (August II der Starke, польск. August II Mocny, лит. Augustas II) (12.05.1670-01.02.1733), курфюрст Саксонский Фридрих Август I Веттин (Friedrich August I Wettin) (с 1694), король Польский (1697-1706; 1709-1733), Головкин Гавриил Иванович (Ганка, Гавриил Долговещный), постельничий, участвовал в боярских совещаниях (1700) на службе (1706), в армии (1709 – 1710), «государственный канцлер, тайный советник и кавалер, граф (1711 – 1713) подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); (Источн.: Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки (Дата обращения 03.06.2021)., Козенц Ричард (Козенс, Козинц, Cosens Richs), корабельный мастер , Сенявский Адам-Николай (Синявский, Sieniawski Adam Mikołaj) (1666 – 18.02.1726), гетман польный коронный (1702), гетман великий коронный (с 1706), каштелян Краковский (с 1710). Жена (с 1687) Елизавета Елена (Эльшбета Хелена) (1669 – 1729), дочь Мария София (1699 – 1771) , Урбих Иоганн Христофор (Urbich Johann Christof von ), фон, барон, дипломат , Шереметев Михаил Борисович (ум. 1713), комнатный стольник, на службе (1704), в полковниках (1707 – 1710), генерал-майор (1711), в Стамбуле с посольством П.П.Шафирова (1711-1713), жена (с 1694) Авдотья Григорьевна (рожд. Нарышкина (1675-1739), сын Б.П.Шереметева (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 18.05.2021)., Кротов П.А., историк , Вильчек Гейдрих-Вильгельм (Wilczek), де, граф, австрийский фельдмаршал-лейтенант, дипломат , Подъяпольская Е.П., историк , Людвиг-Рудольф (Ludvig Rudolf von Blankenburg, von Braunschweig-Wolfenbüttel) (22.07.1671 – 01.03.1735), герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский (с 1731), он же герцог Бланкенбургский (с 1707), жена (с 1690) Кристина Луиза (рожд. принцесса Эттингенская (1671 – 1747), сын герцога Антона-Ульриха, отец кронпринцессы Шарлотты., Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок , Военский К.А., историк , Нагуевский Д., историк , Дитль Франц (Dietl), столяр , Генеш Эммануил, художник , Кустодиев К.Л., историк , Гейтман Андрей, токарь, Попов А.А., историк, Крайнюков В.Г., историк , Ларионов А.Л., историк, Гребенщикова Г.А., историк


 

П. в Карлсбаде*. 

В СПб Ричард Козенц заложил 2 корабля «о 60-ти пушках» («Ингерманландия» и «Москва»)[1]. 

Письма и бумаги П.: 1.Ф.М.Апраксину письмо: указания и соображения о финляндском походе, о главных акцентах будущей кампании, о конкретных мерах по ее подготовке[2]**; 2. Сенату письмо о неотменном исполнении предложений Ф.М.Апраксина, «понеже зело нужно»[3]; 3. П.П.Шафирову и М.Б.Шереметеву письмо об исполнении Россией условий мира с Турцией и о движении русских войск из Померании через территорию Пруссии, причем владения польского короля Августа II «захватят толко малую часть Прус, как то сами они могут видеть в ланткарте <…>, а чрез середину Полши и близ их границ не пойдут, и в Польше нигде не токмо зимовать, но и останавливатца и мешкать не будут, но пойдут обыкновенным маршем, чего Порте причитать за нарушение мира и опасности себе никакой от того иметь не надлежит»[4]; 4. Им же дубликат письма от 26.10[5]; 5. А.Н.Сенявскому письмо с благодарностью за удержание союза с Россией и верность в совместной борьбе с неприятелями[6]; 6. Брауншвейг-Вольфенбюттельскому герцогу Людвигу-Рудольфу грамота в ответ на его послание о браке его внучки Антонетты-Амалии[7]; 7. Кн. Б.И.Куракин за 30.10 записал: «Из Карлсбада указ прислан из Франции архитектора привесть», а также нанять офицеров и генералов[8].

Разные письма и бумаги: Г.И.Головкин – И.Х.Урбиху из Карлсбада о том, что проект русско-австрийского договора от 31.08 вручен 27.10 Г.B.Вильчеку[9].

Комментарий :

*  Фольклор о пребывании П. в Карлсбаде (Карловых Варах) обширен. Рассказывается, что П. точил на станке вещи, и для этого часто посещал токаря Андрея Гейтмана в его мастерской на Старом лугу. Царь выточил две табакерки и три ножки к карточному столику, табакерка сохранилась до сих пор. П. также виделся со столяром Францем Дитлем, жившим в доме Rothern Engel, что стоял на правом берегу Тепла. П. заказывал ему модели кораблей и крепостей, работал в его мастерской, а потом хорошо заплатил за изделия[10].

Известна и смешная история с питьем минеральной воды, когда царь вместо трех кружек стал пить по три кувшина. Они изображены на мишени, хранившейся в Доме стрелков[11]. 

В дни пребывания П. в Карлсбаде он часто посещал собрание карлсбадского общества стрелков, не раз бывал на стрельбищах, принял титул почетного члена общества, пожертвовал ту бочку рейнвейна, которую ему подарил император. Для розыгрыша приза были устроены стрельбища на лугу по дороге на гору Hirschensprung. Сам П. произвел первый выстрел, и он оказался удачен и П. выиграл приз, который пожертвовал наиболее искусному стрелку. П. бывал у мастеров, работал в токарнях и кузницах[12]. За несколько дней до отъезда П. на неоседланной лошади поднялся на гору Hirschensprung и сделал надпись на стоящем на вершине ее кресте[13]. По другой версии, П. в день отъезда из Карлсбада, в 3 часа пополудни, верхом поднялся на высокую гору «Олений прыжок» ( Hirschensprung) к стоявшему там кресту. Достигнув вершины, П. выпил бокал шампанского, а потом бросил бокал в пропасть. Затем он вырезал на кресте буквы M.S.P.I. (ManusuaPetrusPrimus– Петр Первый собственноручно). Гора стала называться Петрова гора. В XIXвеке там поставили памятную доску, а позже бюст работы скульптора Фомы Зейдана (1877 г.)[14].

Более или менее достоверно известно, что в Карлсбаде П. позировал художнику Эммануилу Генешу[15].

** В этом письме П. формулирует главные геополитические и стратегические цели предстоящего завоевания Финляндии: «Только сие главное дело, чтоб конечно на будущую компанию, как возможно, сильныя действа, с помощию Божиею, показать. И итить не для разорении, но двух ради причин главнейших. Первое: было б что при мире уступить (о котором шведы уже явно говорить починают). Другое: что сия провинция – суть титькою Швеции, как сам ведаешь, не только что мяса и протчее, но и дрова оттоль. И ежели Бог дапустит летом до Абова, тошведская шея мяхче гнутца станет», о подготовке похода на весну, о кораблях[16]. И на это раз П. ошибся – потеря Финляндии не вынудило Швецию сдаться. В реальности, доходы шведской казне от Финляндии составляли всего 8.7%, тогда как потери от занятых Россией Лифляндии, Эстляндии и Ингреманландии составляли 21.1% всего шведского бюджета[17]. Ингерманландии составляли 21.1% от всего шведского бюджета[18]. Кроме того, как уже отмечалось выше, сопротивление Швеции определялась непреклонностью Карла XII и стойкостью шведского народа.

 


 

 


[1]ПЖПВ. 1712 г., С. 58; Ден. История. С. 158;    об исключительных достоинствах этого корабля  см.: Попов. Корабль «Ингерманланд»; Крайнюков, Ларионов. Каким был петровский корабль «Ингерманланд»; Гребенщикова Балтика Петра Великого.

[2]ПБП. 12-2. № 5649. С. 197-198.

[3]ПБП. 12-2. № 5650. С. 199.

[4]ПБП. 12-2. № 5651. С. 199-200.

[5]ПБП. 12-2. № 5652. С. 201.

[6]ПБП. 12-2. № 5653. С. 201.

[7]ПБП. 12-2. № 5654. С. 201-202.

[8]АФАК. 5. С. 130.

[9]ПБП. 12-2. С. 355.

[10]Нагуевский. Петр Великий. С. 37-38.

[11]Кустодиев. Петр Великий. С. 12-13.

[12]Военский. Петр. С. 23-24.

[13]Военский. Петр. С. 28.

[14]Нагуевский. Петр Великий. С. 60, 64-75; Кустодиев. Петр Великий. С. 16-17.

[15]Подъяпольская. Петр. С. 263.

[16]ПБП. 12-2. № 5649. С. 197-198.

[17]  Цит. по: Кротов. Российский флот. С. 76.
[18]  Цит. по: Кротов. Российский флот. С. 76.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.