• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

03.05.1704, ср. П., вероятно, в СПб.




3.05.1704
3.05.1704
Долгоруков Григорий Федорович князь, (07.10.1657 – 15.08.1723), стольник (1676), комн. стольник (1693), капитан Преображенского полка (упом. 1695), посол в Польше (с 1700), при армии (1708 – 1709), посол в Польше (1709 – 1712), действительный тайный советник (1711), при армии (1713), посол в Польше (1715 – 1721), сенатор (1721). Жена - Мария Ивановна (рожд. Голицына), ум. после 1741), отец Алексея, Ивана, Сергея и Александры , Головин Федор Алексеевич (1650 - 30.07.1706), окольничий (1686), посол в Китае, заключил Нерчинский договор с Китаем (1689), боярин (1692), 2-ой посол Великого посольства (1697 – 1698), генерал-адмирал (1699), судья Посольского и др. приказов (1697 - 1699), генерал-фельдмаршал (1700), канцлер, первый в России граф (1701) , Устрялов Н.Г., историк , Паткуль Иоганн-Рейнгольд (Patkul), фон, дипломат, генерал , Славнитский Н.Р., историк , Верден Николай Григорьевич (Вердин, Николай Клаус, Werden Klaus), фон, генерал , Сидоров Д.А., историк, Палли Х.Э., историк , Герцфельд Карл-Густав-Лёшер, фон, шведский командор-капитан , Трейден Тимофей Иванович (Treyden von), полковник, командир Англерова (Пермского полка (1702 – 1712), бригадир, комендант Кроншлота , Лукошков А.В., историк


Сражение в устье р. Эмайыги, когда отряд Н.Г.Вердена переправился через Чудское озеро и высадился в устье реки, устроил засаду спускавшейся от Дерпта эскадре К.Г.Л.Герцфельда, захватили 12 кораблей с 86 пушками, а флагманский корабль «Каролус» был взорван самим К.Г.Л.Герцфельдом[1].

Письма и бумаги П.: 1. Инструкция коменданту Кроншлота полковнику Т.И.Трейдену об обороне крепости[2]*; 3. Указ именной об определении строительства госпиталя «за Яузою-рекою против Немецкой слободы в пристойном месте».[3]

 


Разные письма и бумаги: Ф.А.Головин - И.Р.Паткулю в ответ на его письмо о невозможности провести в Балтику Азовский флот, «ибо турок <…> не позволит», но сие в том деле ни что не мешает, ибо Е.ц.в. уже сего году в кратком времени флот в 20-ти кораблях и фрегатов состоящий купно с 7-ю великими галерами и 10 бригантинами (из которых на каждом по 50 человек и по 5 пушек обретается) на Балтийское море вывести может, из которого флота уже несколько кораблей у острова Рычерта (Котлин – Е.А.) в 6 милях от Петербурга стоят и достальные вкратце туда же последовати будут, при котором острове, на самом проезде и корабельном ходе крепость со многими пушками, в самом море, зимою как мерзло было, из дерева и камени основана и построена есть, и уже и пушками вооружена, и тако ныне неприятельские корабли за столько миль не могут сюда приближаться»[4]**.

Комментарий.

* Подр. об организации управления и обороны Кроншлота и Кронштадта см.: Славнитский Н.Р. Военное управление Кронштадтом. С. 198-203.

** Письмо Ф.А.Головина можно отнести отчасти к пропагандистским документам, подобно повествованию кн. Г.Ф.Долгорукова об успехах П. на море (см. 07.05.1703), предназначенному для глаз и ушей иностранцев. О реальных, значительно более скромных успехах петровского кораблестроения и о составе молодого флота в 1703-1704 гг. см. «Историю отечественного судостроения»[5]. Вместе с тем, следует обратить внимание на масштабность мышления П., планировавшего активную военно-морскую политику на Балтике. Не прошло и 15 лет, как эта умопомрачительная, нереальная в 1704 г. мечта была реализована. Не менее фантастична была и идея перехода кораблей из Азовского моря в Балтику. Если это не пропагандистский блеф, то, возможно, была и попытка договориться с османами по поводу прохода кораблей Азовского флота через Проливы. Впрочем, в случае успеха таких переговоров, трудно представить себе, как эти корабли дошли бы до Балтийского моря и что с ними было бы там.

 

 


[1] ГСВ. 1. С. 108; ВПЖШ. С. 224; ПБП. 3. С. 608; Палли. Между двумя боями. С. 224-227; Устрялов. История. 4-1. С. 282-283; Сидоров. Шведская Дептская флотилия. С. 168-224; Лукошков. Исследования по локализации места сражения. С. 171-183.

[2] ПБП. 3. № 647. С. 53-57.

[3]  Клюжев. Поддубный. «Московская гошпиталь». С. 95..

[4] МИРФ. 1. С. 32.

[5] История отечественного судостроения. С. 98-103.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.