17.01.1719, сб. П. в СПб.
П. в СПб. В 4-м часу пополудни состоялись похороны Т.Н.Стрешнева в Александро-Невском монастыре. П. не только присутствовал на отпевании, но и шел в трауре за гробом Т.Н.Стрешнева до Александро-Невского монастыря[1], потом недолго был в келье Феодосия, «успел того же еще вечера отправить двух якорных мастеров на заводы якорные» в Н.Новгород и Тихвин[2].
Письма и бумаги П.: 1. Резолюция на доношении И.М.Лихарева об обеспечении посланных в Сибирь офицеров (капитан-поручика кн. Шаховского и др.) всем необходимым и об объявлении кн. М.П.Гагарина «плутом» (см. выше, 11.01)[3]*; 2. Резолюция П. на челобитную об отдаче из отписных деревень кн. Семена Щербатова (в Мещовском уезде сельцо Олях, 19 дворов) во владение Невского монастыря архимандрита Феодосия и его брата Леонтия Яновского, который служит в драгунских полках[4]; 3. Резолюция на челобитную капитан-поручика Андрея Новокрещеного об отдаче ему вотчин кн. Семена Щербатова (62 дв.)[5]; 4. Указ выдать Еремею Говерсу из соляных денег 2 тыс. руб., «издержанные на наши расходы»[6]; 5. Указ именной, объявленный из Сената, о якорных мастерах и клеймении якорей[7]; 6. Указ именной о ведении морской аптеки и госпиталей Л.Л.Блюментросту, «как и при покойном [Р.К.]Арескине»[8]; 7. Указ из Тайной канцелярии о распродаже вещей ростриги Демида, бывшего ростовского епископа Досифея[9].
Разные письма и бумаги: Анри Лави - аббату Дюбуа от 28/17.01: П. намерен вывести войска из Польши и вообще изменить политику в ожидании перемен в Швеции. П. ежедневно получает сведения о положении в Швеции через Аланды. П. удвоил усилия по подготовке будущей кампании на море, увеличивается галерный флот для переброски войск, которыми наводнен СПб. Их перевезут через Финляндию в Швецию, и «здесь думают, что это лучшее средство добиться мира, общего или сепаратного. Об этом проекте говорят шопотом». П. это легко сделает, ибо увеличил доходы казны. На прошлой неделе получено сообщение от А.И.Остермана с Аландских островов об объявлении Ульрики-Элеоноры регентшей и о том, что Г.Г.Гёрц сидит под арестом в своем доме. Говорят, что П. приказал своим уполномоченным покинуть Аланды[10]**.
Комментарий.
* В конечном счете, обширный компрометировавший кн. М.П.Гагарина материал, собранный И.М.Лихаревым в Сибири, привел бывшего губернатора на плаху 16.03.1721. За свою деятельность И.М.Лихарев был пожалован в бригадиры[11].
** Это была неверная информация – П. был заинтересован в продолжение конгресса, но до каких-то пределов. С момента получения известия о смерти Карла XII в России ожидали реакции нового правительства, поэтому не прерывали аландского процесса, хотя свержение «мотора» переговоров, Г.Г.Гёрца, внушало мало надежд на конструктивное продолжение прений на Аландском архипелаге. Поэтому явно готовился другой – силовой вариант действий. О нем Джеймс Джефферис услышал от неназванного им «царского любимца». Размашистость и апломб стиля речи этого «любимца» позволяет думать, что это либо сам светлейший, либо П.И.Ягужинский: «Аландский конгресс неизменно продолжаться должен, что государь его ни под каким соображением не прекратит, а буде шведы полагают и впредь потешаться над Россией – он достаточно силен, чтобы принудить их к миру и без сторонней помощи». Далее собеседник Джеймса Джеффриса «прибавил, что в прошлом заседании царского совета говорилось о необходимости пристращать Швецию и предупредить другие державы в заключении мира с нею, причем, по его словам, одни утверждали, что пламя войны должно перенести к самой столице Швеции, атакуя ее одновременно десантом с Ботнического залива и 20-тысячной армией, которая может проникнуть в страну берегом, другие же предлагали держаться оборонительного образа действий, довольствуясь защитой сделанных завоеваний, прекращением сношений Швеции через Балтийское море, дабы пресечь доставку ей съестных припасов и голодом принудить ее к принятию мира, предписанных царем; что для этой цели достаточно отправить в море добрую эскадру и принять прочие соответствующие меры. Собеседник мой уверял, будто принят будет последний план; а также будто мысль об отозвании уполномоченных с Аланда оставлена, их думают оставить там на всякий случай, чтобы возобновить переговоры когда пожелает Швеция»[12].
Анализировать это высказывание непросто. С одной стороны, оно предназначалось для ушей представителя державы, участие которой на стороне шведов было крайне нежелательно для России. Поэтому утверждение, будто «выбран» второй (мирный) вариант, можно рассматривать как дымовую завесу, прикрывающую подготовку первого (военного) варианта. С другой стороны, можно предполагать, что сказанное отражает споры в ближнем кругу П. относительно плана будущих действий.Несомненно, что в январе 1719 г. эти проблемы обсуждались П. и его окружением.
[1] ПЗМ. с. 286; Губернии в России. С. 26; Варенцова. Сподвижник Петра. С. 243.
[2] Голиков. ДПВ. 7. С. 211.
[3] РГАДА. Ф.9. Оп. 1, Кн. 12. Л. 12; РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 11. Л. 19-20 об.; ПСЗ. V. № 3284. С. 616-617; КПБ. 90. Л. 45-46, 47-48.
[4] РГАДА. Ф.9. Оп. 1, Кн. 12. Л. 13;РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 11. Л. 17-18; КПБ. 90. Л. 49.
[5] РГАДА. Ф.9. Оп. 1, Кн. 12. Л. 12 об.; РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 11. Л. 14-17; КПБ. 90. Л. 50.
[6] РГАДА. Ф.9. Оп. 1, Кн. 12. Л. 13; КПБ. 90. Л. 51.
[7] ПСЗ. V. № 3283. С. 616.
[8] МИРФ. 4. С. 372.
[9] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 6-2. Л. 57.
[10] РИО. 40. С. 11-13.
[11] Серов. Воронежские губернские администраторы. С. 56.
[12] РИО. 61. С. 468-469.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.