22.09/03.10.1708, ср. П. в лагере у Днепра (точное место не указано).
П. в лагере у Днепра (точное место не указано).
Письма и бумаги П.: 1. Г.И.Головкину письмо: «…для Бога, поспешайте к Украине. А мы с полуночи пошли за Днепр (дай, Боже, милость свою) и пойдем по той стороне до Быхова»). Б.П.Шереметев пришел в Рославль вечером 24.09[1]; 2. Кн. Ф.Ю.Ромодановскому письмо «от лагору от Днепра» о присылке коновалов, мундиров для гвардии, а также алебард[2]; 3. А.А.Курбатову письмо «от Днепра» с указанием о сборе воловьих пузырей на понтоны[3]; 4. Б.П.Шереметеву письмо «из лагору от Днепра» с подтверждением прежних приказаний[4]*.
Разные письма и бумаги: 1. Царевич Алексей – П. из Преображенского о получении двух писем П. и о посылке двух полков в СПб и др., «судьям всем объявил, чтоб посланником никаких обид не чинили»[5]; 2. Чарльз Уитворт писал по поводу реакции П. на арест в Лондоне А.А.Матвеева: «Под первым впечатлением государь вспыльчив и грозен, но, подумав, он становится осмотрительным и нерешительным <…>», что купцы напрасно боятся: «<…> царь слишком умен, чтобы разоряться, вредя другим, он сознает, что настоящая война невозможна без покупки одежды, серебра, значительной части оружия, свинца, серы из-за границы, оттуда же доставляется все, чем обусловливаются удобства жизни, так как Россия не производит ничего, кроме крайне необходимого и в тоже время обладает только одним портом, почему все ее сношения могут быть прерваны одною флотилией военных кораблей, охраняющих торговые суда. Все это царь видел и сознавал в то время, не забыл и теперь, и будет помнить, пока его тревожит могущественный враг. Кроме того, я убежден, что он лучше пожертвует послом, чем работающими у него английскими корабельными мастерами. Этими мастерами царь особенно дорожит»[6].
Комментарий.
* Из писем П. следует, что срочно созданный корволант (гвардейская бригада 5149 чел., лейб-регимент А.Д.Меншикова - 9 драгунских полков (7792 чел.), всего 12941 чел.[7]) из Романова выступил сначала (руководствуясь дезинформацией, подброшенной шведами о том, что А.Л.Левенгаупт не переходил Днепр[8]) прямо к Днепру, где П. был 22.09, и намеревался перейти Днепр, чтобы следовать за А.Л.Левенгауптом по правому берегу. Более того, передовой отряд Ф.Г.Чекина даже перешел реку в районе Копысь. Но вскоре, узнав, что А.Л.Левенгаупт ранее уже перешел Днепр у Шклова, П. пошел по левому берегу, по которому и двигались шведы. С этого момента началась погоня за А.Л.Левенгауптом с тем, чтобы не допустить его ухода через Сож, на соединение с армией Карла XII. Оторваться от погони шведам не удалось. 26.09 передовые части корволанта под командованием Г.К.Пфлюга настигли аръергард корпуса А.Л.Левенгаупта у д. Сучицы или у д. Белицы. Операция вступила в заключительную стадию. Несомненно, А.Л.Левенгаупт ушел бы от преследования, но он не мог бросить огромный обоз с припасами для армии Карла XII, ради доставки которого он, собственно, и двинулся из Прибалтики.
[1] ПБП. 8-1. № 2656. С. 156; 8-2. С. 714.
[2] ПБП. 8-1. № 2657. С. 156.
[3] ПБП. 8-1. № 2658. С. 157; Письма и бумаги прибыльщика. С.382.
[4] ПБП. 8-1. № 2659. С. 157.
[5] Письма царевича Алексея. С. 48-49.
[6] РИО. 50. С. 87-88.
[7] Артамонов. Мать Полтавской победы. С. 45.
[8] ГВС. 1. С. 286.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.