31.01.1718, пт. П. в Преображенском.
П. в Преображенском. Прибытие царевича Алексея в Москву[1], имел «долгий разговор с Е.в.»[2].
Письма и бумаги П.: 1. П.Е.Лодыженскому письмо с подтверждением прежнего указа о наборе в Вологде 150 прядильщиков[3]; 2-3. Резолюции на пункты Н.А.Кудрявцева о заготовке корабельных лесов с привлечением к работе инородцев[4]*; выписка из резолюции П. на пункты Н.А.Кудрявцева[5]; 4. Подполковнику И.Н.Плещееву письмо о передаче денег в соляные суммы Поместного приказа[6]; 5. Подполковнику Рыкунову и Матвею Нестерову письмо с указом об осмотре дубовых лесов по Жиздре[7]; 6. И.М.Невельскому письмо с указом, чтобы он встретил и опечатал китайский караван[8]; 7. Указ именной, объявленный из Сената, о наряде работников к «городовому делу» в СПб[9]; 8. Указ Ф.М.Апраксину о строительстве Царицынской линии под командованием Г.С.Кропотова и Ф.Ф.Осипова[10]
Комментарий
* Историки Казани считают, что к 31.01.1718 относится указ о создании Казанского Адмиралтейства. В основных работах об истории Адмиралтейства есть ссылка на петровский указ (точнее – ответы царя на вопросы Кудрявцева) касательно заготовки леса, изготовления досок и поселении набранных лесорубов и пильщиков «на порожжих удобных землях» (см выше). Один из историков, И.З.Файзрахманов, писал: «Безусловно, на дальнейшее развитие судостроения в Казани повлияло учреждение в 1718 г. Адмиралтейства и приписка служилых мурз, татар, чувашей и мордвы к заготовке и вывозу на пристани корабельного леса…. По указу от 31 января 1718 г. на землях Зилантова монастыря строятся здания адмиралтейства, жилье для 280 мастеровых, которые составили основу рабочих кадров предприятия»[11]. Между тем, в указе 31.01.1718 нет слов о «строительстве здания адмиралтейства», идет речь только о строительстве домов для работных. В популярных же казанских изданиях распростаняется очевидный, довольно плохо состряпанный апокриф петровского указа: «Указ Петра гласил: «Мы, государь Всея Руси, император и самодержец Всероссийский, сегодня 15 января 1718 года от рождества Христова на имя воеводского товарища Казанской земли Н.А.Кудрявцева даем указ: Учредить на левом берегу р.Казанки на пашенной земле Зилантова-Успенского монастыря и села Бишбалта, как раз в районе весенних пристаней крупчатого завода Г.Г.Журавлевых на пространстве в 4510 кв. сажен – Адмиралтейство. Надлежит в кратчайший срок построить 7 элингов для строения кораблей, провиантские и лесные склады, казармы, мастерские и чертежные. Для начала принять на работу посылаемого мною «Венецейского» мастера. Тому строить здесь и впредь галеры, гамоты, шмаки и боты, люгера, канонерские лодки и прочие суда. Учреждение впредь именовать «Адмиралтейской конторой». Обо всех преградах и нуждах, чинимых нашей воле, сообщать мне лично. Петр» (Милицын Б. Адмиралтейство – гордость земли Казанской // газ. Казанские истории. 2013. History-kasan/ru 2013/01/13470). Кажется убедительным мнение С.П.Санчина, писавшего, что к 1718 г. можно лишь отнести основание будущей адмиралтейской слободы на основании упомянутого указа 31.01.1618, в котором говорится о строительстве изб для работных. Термин же «адмиралтейство» применительно к Казани проявляется только в 1727 г.[12]. Вместе с тем, дело не названии учреждения. Суда, пригодные к морскому плаванию в Казани начали строить в конце XVII века и Н.Н.Петрухинцев прав, полагая, что Казань является «одним из первых очагов строительства российского военно-морского флота»[13].
Приведенный выше указ 31.01.1718 на имя Кудрявцева имел принципиальное значение для жизни народов Поволжья. Если раньше лесозаготовки производились силами наемных работников, то теперь к принудительным работам по лесозаготовкам привлекались татары, чуваши и мордва, для чего в 1718-1719 гг. была проведена специальная перепись для определения размеров «лашманской повинности». (Подр. см. Файзрахманов. Из истории организации судостроения. С. 91-100; Демидов. Лашманы из служилой мордвы. С. 73 – 80; Кузнецов. Лашманы как уникальное сословие. С. 146 – 161).
[1] Погодин. Суд над царевичем. С. 28; Устрялов. История. 6. С. 143.
[2] Дело царевича. С. 315; Соймонов. Рукописное наследие. С. 362..
[3] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 160 об.; Петр Великий на Севере. С. 155; КПБ. 87. Л. 62.
[4] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 7. Л.410-411 об.;МИРФ. 3. С. 712-713; ; ПСЗ. 5. № 3149. С. 533 – 534; КПБ. 87. Л. 63-64, 65-69.
[5] КПБ. 87. Л. 70.
[6] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 160 об.;КПБ. 87. Л. 71.
[7] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 161;КПБ. 87. Л. 72.
[8] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 161;КПБ. 87. Л. 73.
[9] ПСЗ. V. № 3150. С. 534.
[10] Царицынская линия. 2. С. 17; См. Иванюк С.А. Царицынская линия. С. 98-105.
[11] Файзрахманов. Этапы развития судостроительной промышленности. С. 22 -23.
[12] Санчин. К вопросу о дате основания Казанского адмиралтейства. С. 326 – 327.
[13] Петрухинцев. Начало военной реформы. С. 286.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.