Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
Лаборатория критической теории культуры факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств приглашает всех желающих на семинар профессора департамента экономики Александра Сергеевича Скоробогатова "Будущий религиозный ландшафт России".
Дата и время проведения: 21 апреля (пятница), 18:00.
Место проведения: аудитория 202 на Набережной канала Грибоедова, 123А.
Для онлайн-подключения можно воспользоваться ссылкой: https://events.webinar.ru/36102269/1652146412
Аннотация доклада:
В докладе анализируется динамика отношения населения к религии с использованием панельных данных российских респондентов.
Чтобы оценить изменения и будущее религии в России, мы используем цепи Маркова. Используя данные для репрезентативной выборки населения России за 2011–2017 годы, мы делим респондентов на четыре группы по их религиозным убеждениям, а именно, две первые крупнейшие религии: православие и ислам, другие религии и неверующие.
Относительная частота перемещений между группами позволяет нам оценить эмпирические вероятности перехода, которые подчеркивают относительные успехи групп в удержании своих членов и привлечении людей из других групп. На основе вероятностей перехода мы вычисляем стационарное распределение населения между группами. Стационарное распределение представляет предполагаемый религиозный состав населения в зависимости от относительной частоты переходов между группами в будущем, аналогичных таковым за наблюдаемый период.
По нашим оценкам, православная группа демонстрирует лучший потенциал удержания и привлечения участников с точки зрения вероятностей перехода; мусульманская группа – вторая наилучшая по этим показателям; другие религии и неверующие занимают последнее место в плане взаимных переходов. Стационарные доли групп соответствуют вероятностям их перехода.
Чтобы определить, будет ли группа увеличиваться или уменьшаться, мы сравниваем стационарное распределение с текущим фактическим распределение. Как следует из этого сравнения, православная группа достигла максимальной доли и едва ли будет расти; мусульманская группа и, в меньшей степени, другие религии должны увеличиваться; неверующие должны уменьшиться.
Чтобы сделать некоторые выводы из наших результатов, мы сравниваем предполагаемые доли группы с аналогичным распределением для поздней Российской Империи. Доля православных близка к ее имперским уровням, что означает, что эта религия восстановила свой статус. В то же время, как и в прошлом, большинство православных христиан не принимают религию серьезно.
Это можно рассматривать как дополнительное свидетельство в пользу политики как фактора массовых обращений. Доля других религий отличается от имперских уровней. Тем не менее, в общей картине религиозных групп преобладает религия большинства, что напоминает имперскую статистику. Продвижение консервативной идеологии ведет к аналогичному результату в наше время. Религиозная политика, продвигающая неоконсервативную идеологию, вернула религиозный ландшафт, который имело место в прошлом при аналогичной идеологии.