• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй открытый семинар Лаборатории критической теории культуры на тему "Будущий религиозный ландшафт России"

21 апреля в 18:00 в аудитории 202 на набережной Канала Грибоедова пройдет второй открытый семинар Лаборатории критической теории культуры на тему "Будущий религиозный ландшафт России". Спикер: профессор департамента экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Сергеевич Скоробогатов.

Лаборатория критической теории культуры факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств приглашает всех желающих на семинар профессора департамента экономики Александра Сергеевича Скоробогатова "Будущий религиозный ландшафт России".

Дата и время проведения: 21 апреля (пятница), 18:00.
Место проведения: аудитория 202 на Набережной канала Грибоедова, 123А.
Для онлайн-подключения можно воспользоваться ссылкой: https://events.webinar.ru/36102269/1652146412

Аннотация доклада:


В докладе анализируется динамика отношения населения к религии с использованием панельных данных российских респондентов.

Чтобы оценить изменения и будущее религии в России, мы используем цепи Маркова. Используя данные для репрезентативной выборки населения России за 2011–2017 годы, мы делим респондентов на четыре группы по их религиозным убеждениям, а именно, две первые крупнейшие религии: православие и ислам, другие религии и неверующие.

Относительная частота перемещений между группами позволяет нам оценить эмпирические вероятности перехода, которые подчеркивают относительные успехи групп в удержании своих членов и привлечении людей из других групп. На основе вероятностей перехода мы вычисляем стационарное распределение населения между группами. Стационарное распределение представляет предполагаемый религиозный состав населения в зависимости от относительной частоты переходов между группами в будущем, аналогичных таковым за наблюдаемый период.

По нашим оценкам, православная группа демонстрирует лучший потенциал удержания и привлечения участников с точки зрения вероятностей перехода; мусульманская группа – вторая наилучшая по этим показателям; другие религии и неверующие занимают последнее место в плане взаимных переходов. Стационарные доли групп соответствуют вероятностям их перехода.

Чтобы определить, будет ли группа увеличиваться или уменьшаться, мы сравниваем стационарное распределение с текущим фактическим распределение. Как следует из этого сравнения, православная группа достигла максимальной доли и едва ли будет расти; мусульманская группа и, в меньшей степени, другие религии должны увеличиваться; неверующие должны уменьшиться.

Чтобы сделать некоторые выводы из наших результатов, мы сравниваем предполагаемые доли группы с аналогичным распределением для поздней Российской Империи. Доля православных близка к ее имперским уровням, что означает, что эта религия восстановила свой статус. В то же время, как и в прошлом, большинство православных христиан не принимают религию серьезно.

Это можно рассматривать как дополнительное свидетельство в пользу политики как фактора массовых обращений. Доля других религий отличается от имперских уровней. Тем не менее, в общей картине религиозных групп преобладает религия большинства, что напоминает имперскую статистику. Продвижение консервативной идеологии ведет к аналогичному результату в наше время. Религиозная политика, продвигающая неоконсервативную идеологию, вернула религиозный ландшафт, который имело место в прошлом при аналогичной идеологии.