• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес:
198099 Санкт-Петербург
ул. Промышленная, 17, кабинет 107

Тел. +7 812 644-59-11 *61417

Почтовый адрес: 
190008 Санкт-Петербург
ул. Союза Печатников, 16

 Фейсбук

Руководство

Проект по истории материального мира позднесоветского общества в годы Холодной войны поддержан РНФ.

Сотрудники Лаборатории экологической и технологической истории Центра исторических исследований  и преподаватели департамента истории Елена Кочеткова (руководитель проекта), Кирилл Чунихин и Юлия Лайус (консультант проекта) получили грант Российского научного фонда (РНФ) на проведение исследования молодежными коллективами по теме «Материальный мир позднесоветского общества в условиях Холодной войны: технологические инновации в производстве и репрезентация товаров широкого потребления». Кроме указанных сотрудников, в проектную команду входят аспирантка департамента истории Анна Петрова, выпускница международной магистерской программы по прикладной и международной истории Евгения Платонова и ассоциированный сотрудник факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге Павел Покидько.

Проект по истории материального мира позднесоветского общества в годы Холодной войны поддержан РНФ.

В рамках проекта будет исследована деятельность промышленных предприятий, вовлеченных в производство продуктов питания, предметов одежды и индивидуальных средств защиты. Так, будет изучена деятельность ученых, дизайнеров и инженеров, внесших вклад в создание и продвижение товаров широкого потребления. Особое внимание будет уделено технологической и культурной истории так называемых «символических товаров», таких как красная и черная икра, шампанское и финский плавленый сыр. При этом будет раскрыта роль технологических трансферов для советской промышленности; освещена история внедрения инженерных разработок; изучены практики снабжения и потребления продуктов и товаров. Кроме того, в проекте будет исследована проблема репрезентации советских товаров на внутреннем и международном рынках.

 

Развитие сферы потребления, разработка и внедрение новых товаров, а также практики их потребления и репрезентации будут изучены в контексте актуальной теоретической рамки «глубоких трансформаций» (deep transitions). Этот подход подразумевают исследование технологий как сложного феномена, на который влияют и который сам оказывает влияние на внутренние и глобальные социальные, политические и культурные изменения. Теория «глубоких трансформаций» позволит детально проанализировать жизненные циклы материальных предметов через анализ деятельности акторов. Так, история производства молока и молочных продуктов, хлеба и пива, шампанского и икры, текстильной промышленности и массовых средств защиты будет изучена не только как история лежащей в основе продукта технологии, но и как история продвижения товара на рынке. Подобный подход позволяет по-новому описать и понять фундаментальный процесс создания нового технологического знания, его циркуляцию и применение в модерном обществе.

 

Конечная цель данного проекта – изучить уникальную историю советских технологических инноваций в области производства товаров массового потребления, а также роль товаров в советском обществе в условиях Холодной войны. 

 

Для выполнения цели проекта поставлены три тесно взаимосвязанные задачи:

-- исследовать историю советских технологических инноваций в области товаров массового потребления, проследив сложный путь от разработки проекта нового продукта  к его производству и распространению;

-- проанализировать уникальные практики повседневного общественного потребления в Советском Союзе и влияние инноваций на культуру потребления;

-- раскрыть методы и технологии репрезентаций советских достижений внутри страны и на международном рынке. 

 

Таким образом, данный проект позволит исследовать уникальные взаимосвязи и взаимовлияния технологий и общества в истории СССР, а также проследить, как советские инженеры, ученые и руководители промышленных предприятий отвечали на технологические и экономические вызовы, возникшие из-за экономического эмбарго и дефицитной экономики. В условиях активно расширяющегося ассортимента товаров массового потребления производство отечественной продукции на основе последних достижений науки становилось стратегической задачей, решение которой определяло престиж советского государства и было необходимым условием для мирного соревнования СССР и капиталистических стран. Ожидается, что итогом данного проекта станет новая интерпретация истории технологии периода Холодной войны, учитывающая не только изоляционизм, но и интеграцию экономики Советского Союза в глобальные процессы.