Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
В рамках проекта будет исследована деятельность промышленных предприятий, вовлеченных в производство продуктов питания, предметов одежды и индивидуальных средств защиты. Так, будет изучена деятельность ученых, дизайнеров и инженеров, внесших вклад в создание и продвижение товаров широкого потребления. Особое внимание будет уделено технологической и культурной истории так называемых «символических товаров», таких как красная и черная икра, шампанское и финский плавленый сыр. При этом будет раскрыта роль технологических трансферов для советской промышленности; освещена история внедрения инженерных разработок; изучены практики снабжения и потребления продуктов и товаров. Кроме того, в проекте будет исследована проблема репрезентации советских товаров на внутреннем и международном рынках.
Развитие сферы потребления, разработка и внедрение новых товаров, а также практики их потребления и репрезентации будут изучены в контексте актуальной теоретической рамки «глубоких трансформаций» (deep transitions). Этот подход подразумевают исследование технологий как сложного феномена, на который влияют и который сам оказывает влияние на внутренние и глобальные социальные, политические и культурные изменения. Теория «глубоких трансформаций» позволит детально проанализировать жизненные циклы материальных предметов через анализ деятельности акторов. Так, история производства молока и молочных продуктов, хлеба и пива, шампанского и икры, текстильной промышленности и массовых средств защиты будет изучена не только как история лежащей в основе продукта технологии, но и как история продвижения товара на рынке. Подобный подход позволяет по-новому описать и понять фундаментальный процесс создания нового технологического знания, его циркуляцию и применение в модерном обществе.
Конечная цель данного проекта – изучить уникальную историю советских технологических инноваций в области производства товаров массового потребления, а также роль товаров в советском обществе в условиях Холодной войны.
Для выполнения цели проекта поставлены три тесно взаимосвязанные задачи:
-- исследовать историю советских технологических инноваций в области товаров массового потребления, проследив сложный путь от разработки проекта нового продукта к его производству и распространению;
-- проанализировать уникальные практики повседневного общественного потребления в Советском Союзе и влияние инноваций на культуру потребления;
-- раскрыть методы и технологии репрезентаций советских достижений внутри страны и на международном рынке.
Таким образом, данный проект позволит исследовать уникальные взаимосвязи и взаимовлияния технологий и общества в истории СССР, а также проследить, как советские инженеры, ученые и руководители промышленных предприятий отвечали на технологические и экономические вызовы, возникшие из-за экономического эмбарго и дефицитной экономики. В условиях активно расширяющегося ассортимента товаров массового потребления производство отечественной продукции на основе последних достижений науки становилось стратегической задачей, решение которой определяло престиж советского государства и было необходимым условием для мирного соревнования СССР и капиталистических стран. Ожидается, что итогом данного проекта станет новая интерпретация истории технологии периода Холодной войны, учитывающая не только изоляционизм, но и интеграцию экономики Советского Союза в глобальные процессы.
Лаборатория экологической и технологической истории: Ведущий научный сотрудник
Департамент истории: Старший преподаватель