• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес:
198099 Санкт-Петербург
ул. Промышленная, 17, кабинет 107

Тел. +7 812 644-59-11 *61417

Почтовый адрес: 
190008 Санкт-Петербург
ул. Союза Печатников, 16

 Фейсбук

Руководство

“Купцы и инородцы” 100 лет спустя

13 апреля 2016 г. Николай Ссорин-Чайков, доцент департамента истории, выступил на заседании Сибирского семинара в Европейском университете, где представил доклад на тему: “Купцы и инородцы” 100 лет спустя.

“Купцы и инородцы” — название очерка, написанного Яковым Свердловым для газеты Сибирская Жизнь за 1916 во время его ссылки на севере Красноярского края. Это — и новостной репортаж, и этнографическая зарисовка, в которой мы видим складывающиеся иерархии рыночных отношений, задолженность коренного населения, использования алкоголя в получении торговой прибыли. После этой нелицеприятной, но типичной картины, Свердлов переходит к новости. По распоряжению иркутского генерал-губернатора, поселения купцов по Нижней Тунгуски были запрещены. “Достигнется ли улучшение быта инородцев с отъездом скупщиков-оседлый, трудно сказать,” завершает он свою статью. “Приезжать-то скупщики будут все равно”.

Данный доклад предлагает для обсуждения предварительные результаты исследовательского проекта “Антропология рынка и трансформация социальных
связей у коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”. Проект посвящен современности. Его цель — буквально сто лет спустя после очерка Свердлова задаться вопросом о структуре социальных взаимоотношений “купцов и инородцев” сегодня. Но конкретная цель доклада — обсудить историческую часть этого проекта. Насколько по другому мы сегодня понимаем историю рыночных отношений на Севере Сибири? Насколько мы продвинулись вперед в нашем понимании рынка по сравнению с тем временем, когда эта тема была одной из центральных в Сибирской этнографии, этнографической эссеиситике и социальной критике?

Этот проект и исторически, и в современном разрезе ставит своей задачей заполнить существенную лакуну в Сибирских этнографических исследованиях. Проблемы адаптации коренного населения в условиях рыночных отношений активно изучались, но за рамками исследований оставался вопрос о том, что представляет собой сам рынок в рассматриваемом регионе. Какова специфика его организации как системы социальных взаимоотношений? Каков социальных портрет торговца на Севера, рыночного работодателя, коренного предпринимателя? Каковы его взаимоотношения с государством, с одной стороны, и его клиентом - охотником, рыболовом, оленеводом - и рабочим, строителем, продавцом, с другой? Как в этих взаимоотношениях и обязательствах сочетается рыночные и нерыночные формы обмена?