Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
Почему Вы выбрали аспирантуру Питерской Вышки?
После окончания магистратуры факультета истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге передо мной возник вполне предсказуемый вопрос, где продолжать исследовательскую деятельность. Я понимала, что для того, чтобы сделать действительно качественное исследование, крайне важно не останавливаться на достигнутом уровне, а систематически развивать свои знания. Потому мне показалась, что программа академической аспирантуры Высшей Школы Экономики предлагает важный баланс для начинающего исследователя: с одной стороны, она помогает углубить свои знания в выбранном направлении, с другой стороны, обучение в ней позволяет быстро стать участником международного научного поля.
Что особенного предлагает академическая аспирантская программа НИУ ВШЭ?
Если говорить коротко, академическая аспирантура Питерской Вышки создает важные условия для профессионального академического и личного развития. Можно выделить несколько важных моментов обучения в академической аспирантуре, делающих ее, на мой взгляд, уникальным местом в России. Во-первых, это удивительно плотная академическая среда и насыщенная научная жизнь. Благодаря тому, что сотрудники Департамента истории являются виднейшими специалистами в различных направлениях, с первых же дней аспирант погружается в атмосферу академической работы, имея возможность постоянно обсуждать свой исследовательский проект с коллегами. Последнее очень важно, поскольку отношение к аспирантам в Вышке действительно почти как к коллегам, что также стимулирует соответствовать этому неформальному статусу.
К тому же, важен обучающий характер аспирантуры. Аспирантура в Вышке – это не просто три года для написания диссертации. Обучение в ней предполагает систематическое углубление своих знаний в выбранной дисциплине, а также возможность постоянного совершенствования исследовательских навыков. К примеру, в учебный план аспирантов Департамента истории включены семинарские курсы, посвященные изучению новейшей историографии и современных подходов к историческим исследованиям. Существуют исследовательские семинары, на которых аспиранты обсуждают предварительные результаты диссертационного исследования с преподавателями. Помимо этого, проводятся мастер-классы с приглашенными международными специалистами, в рамках которых есть возможность в более неформальной обстановке обсудить свой диссертационный проект. В целом, это дает возможность проведения своего исследования на совершенно ином уровне: программа академической аспирантуры учит грамотно формулировать исследовательские вопросы, актуальные для мировой науки, тщательно прорабатывать теоретический фокус диссертации, а также детально анализировать источники для подтверждения своих гипотез.
Вы упомянули про международный уровень исследований. Какие перспективы в этом направлении есть у аспирантов Высшей Школы Экономики?
Академическая аспирантура предоставляет широкие возможности для международного сотрудничества. На семинарах Департамента истории постоянно проводятся семинары с участием приглашенных иностранных профессоров. Более того, на втором году обучения академические аспиранты должны пройти стажировку в иностранном вузе, который они сами выбирают. Это позволяет погрузиться в иную академическую среду, тесно сотрудничать со специалистами в своей теме, работать в иностранных библиотеках и архивах, важных для диссертации, а также презентовать результаты своего исследования на различных международных площадках. К примеру, в предстоящем учебном году я собираюсь поехать в Королевский институт технологий в Стокгольме. Я изучаю процессы урбанизации советского Крайнего Севера в послевоенные годы, когда на карте страны появилось несколько сотен новых индустриальных поселений в арктической зоне. Примечательно то, что концепцию освоения этого региона и непосредственные проекты заселения зачастую создавали специалисты из центра, потому мне важно проследить какую модель взгляда на почти незнакомый для них регион они транслировали и какие интересы стояли за ней, как менялись их взгляды на пространство, о котором они почти ничего не знали, как происходила коммуникация между центральными и местными специалистами. Через анализ проектов и практики урбанизации Арктики в 20 веке я пытаюсь посмотреть, как этот огромный регион пытались сделать равномерной частью Советского Союза и к чему в результате это привело. Швеция в этом отношении также представляет большой интерес, поскольку там почти в то же время проходили схожие процессы, однако решение возникающих проблем строилось по иной модели. Потому стажировка в Стокгольме позволит лучше изучить скандинавский кейс, а также даст возможность более тесного сотрудничества с местными исследователями.
То, что аспиранты Департамента истории постоянно принимают участие в различных международных конференциях и летних школах, можно считать одним из показателей результативности системы обучения, на которой основана программа академической аспирантуры. Конечно, активная научная деятельность требует большого количества сил и времени и на проведение исследования, и на презентацию его результатов, но она вдохновляет двигаться дальше. Наверное, именно за это желание постоянного профессионального развития как историка я очень благодарна Вышке после первого года обучения в ней.