Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
Гейдельбергский университет уже не первый год удерживает первое место в Германии в международном рейтинге QS. Студенты приняли участие в нескольких мероприятиях, организованных гейдельбергскими коллегами и Иваном Саблиным, выпускником докторантской программы и ассоциированным сотрудником Кластера передовых исследований «Азия и Европа в глобальном контексте» Гейдельбергского университета.
21 мая 2015 г. студенты-историки НИУ ВШЭ СПб и студенты Центра изучения восточноевропейской истории Гейдельбергского университета выступили с докладами на английском языке в рамках научного семинара New Studies in East European, Russian and Eurasian History под председательством профессора Тани Пентер и Ивана Саблина. Представленные доклады охватили широкий спектр тем по истории Евразии периода XIX–XXI веков. По завершении семинара немецкие и российские студенты обсудили опыт обучения в университете, особенности бакалаврских и магистерских программ, отличительные особенности студенческой жизни в России и Германии. Профессор Таня Пентер и Иван Саблин обсудили возможность превращения семинара в регулярное научное мероприятие для студентов-бакалавров, магистрантов и аспирантов двух университетов.
Сергей Михайлов, студент 3-го курса:
«Лично мне было очень любопытно пообщаться с немецкими студентами, обменяться впечатлениями относительно подхода к высшему образованию в России и Германии. С удивлением узнал, что для немецких студентов учеба не делится на курсы, как у нас: они говорят, «учусь в третьем семестре, в четвертом». Это связано с тем, что каждый семестр они свободны в выборе предметов – если предмет кажется полезным и нравится, они могут продолжить его изучение в следующем семестре или отказаться от него. Также меня поразило количество времени, которое предоставляется немецким студентам на написание курсовых работ: это может быть как один месяц, так и два без лекций и домашних заданий – только работа над курсовой. Мне показалось, что такой подход весьма продуктивен в качестве подготовки немецких студентов для дальнейшей работы в академической сфере, так как написание большой серьёзной работы требует больших затрат времени и сил».
Валентина Смирнова, студентка 3-го курса:
«Выездной семинар в Гейдельберге был полезен для меня тем, что в ходе дискуссии с немецкими студентами мне удалось выявить новые вопросы, которые я могу поставить к изучаемому мной материалу. Кроме того, мне было интересно узнать об их исследовательских проектах, лучше понять, какие вопросы сейчас наиболее актуальны среди немецких студентов».
22 мая 2015 г. Иван Саблин, Яна Китаева, Александр Кучинский, Олег Кудинов и Сергей Михайлов приняли участие в посвященном вопросам исторической геоинформатики научном семинаре Historical GIS: The Problem in Time and Space. Иван Саблин выступил с докладом на тему: Historical Geographic Information Systems beyond Time and Space. Семинар был организован сотрудниками Гейдельбергского университета Килианом Шультесом, Лукасом Лоосом и Иваном Саблиным. В ходе последовавшей за докладом дискуссии участники санкт-петербургского и гейдельбергского ГИС-клубов представили текущие научные проекты и обменялись опытом.
В тот же день Александра Егоренко и Валентина Смирнова посетили посвященную русской литературе лекцию преподавателя института славистики Гейдельбергского университета и кафедры русистики факультета переводоведения, прикладной лингвистики и культурологии Майнцского университета (Гермерсхайм) Михаила Владимировича Безродного, который также провел консультацию с Александрой Егоренко. Александр Кучинский, Яна Китаева и Иван Саблин встретились с Анной Андреевой, научным сотрудником Кластера передовых исследований «Азия и Европа в глобальном контексте» и ведущим специалистом по истории Японии. Анна Андреева провела консультацию с Александром Кучинским.
Александра Егоренко, студентка 3-го курса:
«В Хайдельберге большое впечатление на меня произвела лекция Михаила Владимировича Безродного по русской литературе для немецких студентов, один из которых посоветовал мне обратиться к нему для консультации. Было очень интересно взглянуть на уже знакомые тексты под новым углом, так как мы, живущие в какой-то степени внутри культурного кода, в котором эти произведения создавались, обладаем определенными предустановками для их восприятия. Деконструкция этих предустановок может быть проведена через изучение русской литературы как иностранной, с расшифровкой пространных метафор и неоднозначных эпитетов. Образы главных героев рассказа «Темные аллеи» И. А. Бунина в интерпретации Михаила Владимировича стали для меня открытием, так как получили совершенно иное толкование по сравнению с теми, с которыми я сталкивалась в рамках школьной программы. Также Михаил Владимирович, согласившись ответить на мои вопросы по проблеме, которой я интересуюсь (влияние литературных образов на стратегии самоидентификации и формирование идентичности), дал мне ряд ценных советов, которые помогли мне четче сформулировать свои исследовательские вопросы и сузить круг интересующих меня источников.»
23 мая 2015 г. участники поездки отправились на экскурсию в г. Висамбур во Франции. Город Висамбур или Вайсенбург находится на территории Эльзаса – ключевого для франко-немецких отношений региона. В ходе экскурсии участники поездки осмотрели архитектурные памятники, относящиеся к периоду Средних веков и раннего Нового времени и обсудили культурную гибридность региона и вопросы, касающиеся исторической памяти и конструирования национальной идентичности в Новое и Новейшее время.
24 мая 2015 г. Валентина Смирнова, Александра Егоренко и Иван Саблин отправились в Вену, где познакомились с работой государственных и частных культурных учреждений, посетив в том числе дворцовый комплекс Бельведер, Галерею Альбертина, Музей Леопольда, Музей современного искусства, Венский Дом искусств и Музей Хундертвассера и Венскую государственную оперу. Участники поездки познакомились с формами организации музейных пространств и работы с коллекциями, проследили на примере визуальных и аудиовизуальных источников этапы становления модернистского и постмодернистского течений в мировой культуре, а также обсудили взаимосвязь искусства, истории и политики. Стоит отметить, что поездка в Вену позволила участникам собрать ценный материал для индивидуальных научных проектов.
Александра Егоренко, студентка 3-го курса:
«Поездка в Вену была очень полезна, так как мы посетили важнейшие музеи изобразительного искусства не только Европы, но и всего мира. Там мы смогли увидеть многие ключевые для начала прошлого века произведения. Мои научные интересы связаны именно с этим периодом, поэтому проследить, как воплощались изучаемые мною тенденции в визуальных источниках для меня очень важно. К тому же знакомство с живописью, графикой и скульптурой зарубежных авторов расширяет границы исследовательского воображения и часто позволяет взглянуть на объекты исследований с совершенно иной точки зрения, увидеть их в другом контексте. Вообще, на мой взгляд, для историка очень важно иметь представление о развитии искусства не только той эпохи, которую он изучает. Временные рамки понятия «современность» представляются мне очень гибкими и подвижными: можем ли мы причислить искусство 60-х годов XX века к современному нам? Ответ на этот вопрос в какой-то степени может помочь определить роль этого исторического периода в происходящем сегодня. Так, например, знакомство с творчеством представителей движения Венского акционизма позволило мне сделать вывод о том, что современные тенденции развития деструктивных настроений в искусстве, в том числе и в массовой культуре, являются продолжением деятельности этих художников, а значит их эпоха к нам гораздо ближе, чем может показаться на первый взгляд».
Валентина Смирнова, студентка 3-го курса:
«В одном из залов Музея Леопольда представлены фотографии и картины 1890–1910-х годов, изображающие женщин. Изображения подобраны кураторами таким образом, чтобы показать изменение призмы восприятия и репрезентации женщин. Мне показалось, что на фотографиях 1890-х годов можно наблюдать скорее объективизацию женщин, служащих лишь как инструмент для воплощения художественного замысла. В дальнейшем же в работах, например, Эгона Шиле, заметен переход к более эмансипаторскому взгляду на них».
В ходе всей поездки, которая была подготовлена самими участниками, студенты проявили прекрасные лидерские и организаторские качества, а также показали хороший уровень владения английским языком. Все представленные доклады достойны крупной международной научной конференции. Особую благодарность хотелось бы выразить коллегам из Гейдельбергского университета проф. Тане Пентер, Килиану Шультесу и Фелиситас Фишер фон Вайкершталь.