• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Интервью с участниками летней школы «Россия между прошлым и настоящим: российская политика, история и культура в сравнительной перспективе».

Американские студенты поделились своими впечатления от поездки в Россию, образовательной программы летней школы и многом другом.


Ирен Фишер: “...в Америке многие представляют русскую реальность совершенно иной, чем она есть на самом деле”

Ирен Фишер, студентка государственного университета штата Нью-Йорк, более известного как университет Баффало, сотрудничающая с университетом Питтсбурга.

 -Ирен, как ты думаешь, почему сегодня американским студентам важно знать русскую историю и культуру?

 -Прежде всего, потому, что наши страны имеют совершенно разный исторический опыт. Поэтому в Америке многие люди представляют себе русскую реальность совершенно иной, чем она есть на самом деле. Часто восприятие друг друга американцами и русскими основано на множестве стереотипов, доставшихся нам от старших поколений. Поэтому мы, молодое поколение, должны строить новые отношения между нашими странами, основанные не на предустановках, а на реальных знаниях о культуре и истории наших стран.

 -Ты думаешь, что изучение русской истории и русского языка со временем будет в Америке популярнее, чем сейчас?

 -Я надеюсь, что мы будем изучать историю и политику не только через призму прошлого Америки, как это часто случается сейчас, но также познакомимся с историей других культур, российской, в частности. Именно в этом аспекте изучение России кажется мне важным. Изучая чужую историю и культуру, ты избавляешься от шаблона, в котором ты сам развивался, становишься более толерантным. Но сейчас, я думаю, что мои знания об истории России до начала XX века оставляют желать лучшего.

 -Знания, полученные на летней школе, будут полезными для твоей научной работы?

 -Я думаю, да. Российские профессора показали нам разнообразные точки зрения на историю России, особенно на ее политический аспект, мы узнали множество различных мнений и взглядов на произошедшие и происходящие сейчас события, что, безусловно, поможет мне провести действительно интересное и достоверное исследование. Информация, которую мы получали на лекциях, очень легко интегрировалась в наши дискуссии.  Например, лекция о всплеске новой политической активности в России в последние годы прекрасно сочетается с тем,  что говорили российские студенты в рамках круглого стола, в котором мы принимали участие.

-Что в поездке в Россию впечатлило тебя больше всего?

-Санкт-Петербург. Меня очень удивили белые ночи, когда светло круглые сутки. Также я была поражена обилием памятников, храмов и старых зданий в архитектуре города. Мне постоянно хотелось все это сфотографировать, потому что в Америке все совершенно по-другому. Еще мне запомнился момент, когда мы с Лоран пошли гулять в парк, и она заснула на траве,  а я наблюдала, как вокруг одновременно фотографировались пять невест, которые вставали в смешные позы, а рядом какие-то дети играли в футбол. Но стоило мне только отвернуться, как я увидела потрясающую,  величественную архитектуру, очень далекую от обыденной жизни, которую я только что наблюдала. Это сочетание обыденности и величественности потрясающе.


 
Тайлер Бавел: ”...ничто не сможет заставить тебя так ценить свою страну, как изучение другой”

 -Тайлер, судя по презентации проекта твоей исследовательской работы, ты занимаешься историей Черноморского флота. Чем обусловлен твой интерес? В какое более широкое исследовательское можно вписать твою работу?

 - В мае следующего года я буду служить в американском флоте. Поэтому мне интересно обладать информацией о военном вооружении других стран, а также  не помешает знать их историю. Я также интересуюсь политической историей России, так что в моей работе я удачно совмещаю два этих глобальных поля.

 -Как летняя школа помогла тебе улучшить или дополнить твои знания в выбранной тобою сфере и расширить твои знания о России, ее истории?

 -На летней школе я получил много новых знаний. Мне очень интересно было узнать больше об отношениях России и Украины, и на вчерашней лекции я получил ответы на множество своих вопросов. Но для меня было особенно важным избавиться от стереотипов о России и Украине, что у меня также получилось. Многие люди с недоверием относятся к России и Украине из-за их cоветского прошлого. И я считаю, что теперь моя миссия - вернуться в США и рассказать людям, что Россия - это Россия, и у нас не так много различий, как кажется. У нас разный язык, разные культурные особенности, но мы также можем увидеть в нашей жизни много схожего.

-Как изменилось твое мнение о России, когда ты познакомился с русским искусством?

 -Я думаю, что не слишком хорошо в этом разбираюсь, поэтому могу ответить на этот вопрос только как дилетант. В Америке нет таких знаменитых художников, как в России. Я больше люблю политическую историю. Мне кажется, что искусство может рассказать об эре, историческом периоде и прочем. Об историческом фоне эпохи. Вчера мы были в Русском Музее, и там я отчетливо понимал, к какому периоду относится та или иная работа. Если вернуться непосредственно к русскому искусству, то я никогда не предполагал, что увижу в нем столько иностранного влияния. Например, на экскурсии в Эрмитаже целый зал был посвящен только итальянским столовым приборам и посуде. Итальянское искусство имело очень сильное влияние на русское, это хорошо считывается. И здесь же было очень много архитекторов из Италии, правильно?

 -Да, практически все архитекторы, начинавшие строить Петербург, были итальянцами.

 -Это звучит забавно, но Санкт-Петербург выглядит так, как я представляю себе Вену. В моем воображении они выглядят очень схоже.

 -Что было наиболее интересным, полезным, важным из того, что понял или узнал из этой поездки? Почему, как ты думаешь, такие летние школы важно организовывать сегодня?

 -Самое важное... Очень сложный вопрос. Я дам несколько ответов, так как не могу выбрать более подходящий. Как американцы, мы задумались о некоторых вещах, которым раньше уделяли мало внимания. Например, выборы. Мы не думаем о них дважды. Многим людям все равно. Но каждый раз, когда я иду голосовать, я думаю о том, что мой голос будет засчитан. Прослушав лекцию о фальсификации выборов в России, я еще раз задумался над этим. Мне кажется, такие программы полезны, чтобы “разоблачить” себя. Ведь нет ничего полезнее, чем обучение за границей: ты не знаешь язык, не знаешь культуру, не знаешь никого. Ничто другое не может быть одновременно столь тяжелым, и в то же время вдохновляющим - ничто не сможет заставить тебя так ценить свою страну, как изучение другой. В англоговорящих странах у меня тоже были проблемы, так как, например, Великобритания очень сильно отличается от США. Также в подобных поездках можно по-настоящему увидеть характер человека: лучше узнать себя самого и своих друзей.

 

Даниэль Ардант: «Я думаю, очень важно сейчас, особенно для американской молодёжи, знать российскую историю»

Даниэль Ардант (Westminster college) и Ив Пфердехирт (Allegheny college) дали двойное интервью по окончании летней школы.

 - Как вы думаете, почему для американской молодежи важно изучать историю и культуру России?

 Даниэль: Я думаю,  очень важно сейчас, особенно для американской молодёжи, знать российскую историю. Российские студенты здесь показали нам, что стереотипы о России не отражают действительности. Я думаю, очень важно, чтобы американцы изучали то, что Россия представляет из себя на самом деле, так как большинство американцев имеют неправильные представления об этой стране.

 Ив Пфердехирт: В идеальном мире любой человек будет знать о каждой культуре хоть что-нибудь, но лично я не считаю это необходимым. Люди интересуются разными вещами, и в Америке многие заинтересованы в изучении России, так как это один из ведущих акторов мировой политической арены.

 Даниэль: Россия - экзотическая страна для нас, и когда я собиралась ее посетить, все спрашивали меня, зачем мне это надо, потому что это путешествие до сих пор очень необычно.

 Ив: Это очень грустно, что Россия и США во многом недопонимают друг друга. Но мне понравилось время, проведённое в России, я всегда хотела поехать сюда. Но многие американцы даже и не думают о возможности приехать в Россию.

-Как бы ты оценила степень популярности курсов славистики и русской истории в США? Увеличивается ли количество студентов, желающих изучать Россию, её политику?

 Ив: На своём опыте я могу сказать, что в моём университете нет программ по изучению России, её истории и культуры. На юге (в Техасе)  мы преимущественно изучаем язык и культуру Испании, так как во многих соседних странах говорят на этом языке. Также всё больше и больше людей хотят изучать арабские страны, и всё меньше - Россию. Но в Питтсбургском университете, где очень много людей изучают историю, где работают много русских, осуществляется достаточно большое количество программ по изучению Российской истории.

 -Почерпнули ли вы какую-нибудь полезную информацию из лекций, предложенных на летней школе, которая помогла бы сделать ваши исследовательские работы более интересными и актуальными? Какой опыт, культурный опыт, был особенно важным для вас в России: лекции, экскурсии в Санкт-Петербург или встреча с различными людьми?

 Ив: Так как я увлекаюсь церквями и церковной архитектурой, то для меня самым интересным было их посещение. Это удивительно, что тут так много восхитительных храмов, потому что одно дело - слышать об этом всём, а другое - посетить, увидеть своими глазами. Самым полезным для меня было как раз непосредственное восприятие, важно было увидеть все своими глазами.

 Даниэль: Для моей исследовательской работы, тема которой звучит как "Сравнение роли женщин во Второй Мировой войне в США и СССР" эта летняя школа была очень полезной, так как я смогла узнать больше об отношении к женщинам в России и сравнить это с моим американским опытом. Повседневные знаки вежливости, которые оказываются женщинам в России со стороны мужчин, для американцев выглядят очень непривычно и необычно: например, обычай подавать даме руку, когда она сходит с автобуса. Никто в США не делает этого. Для меня это было так неожиданно, что я почувствовала себя принцессой в этот момент.

 Ив: Да, я согласна, в США это вряд ли могло случиться. Я, честно говоря, не феминистка, но, тем не менее, я не привыкла к  тому, что женщинам в России помогают в повседневной жизни.

 Даниэль: Это интересно, но многие в России думают, что все американские женщины - феминистки. Но если спросить у меня, то я так не считаю. Я сама не феминистка. Вообще, определения феминизма различаются в разных странах. Это особенность нашего современного мира.

 - А каково определение феминизма в США и, как вы думаете, как русские понимают этот феномен? Почему, по вашему мнению, большинство людей в России считают, что все американские женщины - феминистки?

 Ив: Мне кажется, что русские привыкли так думать, так как знают, что американские женщины привыкли все делать самостоятельно. Но, честно говоря, если американской женщине предложить помощь, она никогда не откажется. Я долгое время изучала феминизм и могу с уверенностью сказать, что феминизм - это не что-то вроде концепции ненависти к мужчинам или морального превосходства феминизма над всеми другими идеями....это совсем другое. И когда я вижу, что люди неправильно понимают феминизм - это меня расстраивает.


 
Александра Егоренко

За несколько дней на летней школе мы получили множество разных по своему характеру впечатлений, касающихся восприятия русских американцами, американской культуры и интереса американцев к нашей стране. Но, конечно же, для американских студентов летняя школа была ярким опытом не только общения с российскими студентами, но и погружения в российскую действительность и культуру.Одним из главных впечатлений стали поездки в Петербург и, в частности, экскурсия в Эрмитаж. Студенты смогли увидеть полотна Рембрандта, Караваджо и других мастеров. К сожалению, экскурсия не охватила все, что нам хотелось бы показать американским студентам.

Но больше всего студентам понравилась экскурсия по каналам Петербурга, благодаря которой они увидели Марсово поле, Спас на Крови, смогли сравнить архитектуру старого и нового здания Александринского театра.Также мы показали студентам знаменитый монумент Матео Фальконе, чтобы они смогли сравнить его с современным памятником Петру Великому в Петропавловской крепости скульптора Шемякина. Последний показался им менее реалистичным, чем Медный всадник, но Шемякин изображает, по их словам, Петра I как человека, а не как императора.Что касается памятников в Санкт-Петербурге и в России вообще, американцы отметили, что в нашей стране монументов гораздо больше, чем в США, что является, по их мнению, проявлением нашего национального самосознания.

Но все же главной частью нашей летней школы являлись лекции. Американские студенты узнали много интересных фактов о русской архитектуре XX века, реализации демократических принципов в современной российской политике, национальной идентичности, особенностях современных протестных движений в России и о многом другом.

Позже, уже в последние дни нашей летней школы, впечатления о музеях Санкт-Петербурга были дополнены походом в Русский музей, где американские студенты были особенно впечатлены русским авангардом: работами Бакста, Филонова, Малевича и других знаковых художников начала прошлого века. Русский музей для понимания культуры России, безусловно, оказался более важен, так как американские студенты смогли проследить становление русского искусства, начиная с иконописи и заканчивая современным этапом, что было очень важно в рамках знакомства с Россией и ее европейским центром, Санкт-Петербургом.

Мне показалось интересным, что некоторые из американских студентов видят в нашей стране множество следов империалистического наследия, которые прослеживаются, по их словам, в нашем искусстве, обилии музеев и национальных памятников. Любопытно также, что почти все студенты говорили нам, что на Украине очень популярны антироссийские настроения, особенно среди молодежи. Некоторые из американцев предположили, что многие из бывших советских республик стремятся отказаться от своего прошлого.

В контексте рассуждений о Советском Союзе, для меня стало приятным сюрпризом, что многие из американцев неплохо знакомы с разными этапами русской истории не только с точки зрения дат и фактов, но и через литературные произведения Солженицына, Шаламова и других.

В последний день школы американские студенты презентовали нам темы своих будущих исследований: религия в России и Украине, традиции авторитаризма в современной российской политике, проблема идентичности в России и Украине после распада СССР, влияние США и России на Украину и другие интересные темы, так или иначе затрагивающие проблемы постсоветского пространства.

Жаль, что мы, российские студенты, живущие в Санкт-Петербурге, не успели показать нашим американским друзьям все, что нам хотелось бы, провести экскурсии не только по центральной части города, но и показать места, которые иллюстрируют культуру современного города, объединяя в себе влияние разных эпох, в частности, советской. И нам, и американским студентам, по их словам, очень хотелось бы продолжить нашу дискуссию.

В целом, летняя школа стала прекрасным опытом взаимодействия студентов из России и Америки в научной сфере. Было очень интересно обсудить с нашими ровесниками из США проблемы, касающиеся восприятия старшим поколением наших стран, оценки их мировой политики и действий по отношению друг к другу. Все мы надеемся, что это не последняя наша встреча.