Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123
Тел. +7 812 644-59-11 *61417
Руководитель департамента
Департамент был основан как факультет истории в 2012 году. Основная цель департамента — систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории. Миссия департамента — развитие нового типа исторического образования в России и новых исследовательских областей российской историографии в диалоге с современной мировой историографией.
В данном разделе Вы найдете онлайн лекции от наших преподавателей!
«Наши американцы»: процессы обрусения коренных жителей Русской Америки девятнадцатого века
В рамках очередного заседания научно-исследовательского семинара «Границы истории» Илья Виньковецкий, доцент исторического факультета Университета Саймона Фрейзера, рассказал о процессе обрусения коренных жителей Русской Америки девятнадцатого века. Доклад "Наши Американцы" был предложен ко вниманию участникам семинара 1 ноября.
Письменным вариантом доклада послужила недавно опубликованная спикером работа "Русская Америка: заморская колония континентальной империи" (Russian America: An Overseas Colony of a Continental Empire, 1804-1867. New York and Oxford, U.K.: Oxford University Press, 2011.), в которой освещаются как экономические проблемы торговли и глобальных связей в ранней и новой истории, так и вопросы российского колониализма в целом: осмыслен процесс обрусения индейцев, подходы власти к ассимиляции местных жителей и роль русской православной церкви в описанных событиях. Книга, содержащая парадокс уже в своем заглавии, вызвала плодотворную и интересную дискуссию, содержание которой будет изложено ниже.
Чтобы ввести слушателей в историко-культурный контекст, Илья Виньковецкий вкратце изложил историю освоения Русской Америки.
В 1730е годы В.Беринг и А.Чириков впервые пересекли центральную акваторию залива Аляска, достигнув хребта Святого Ильи — так Америка была открыта для России. Слухи о богатстве этих территорий мехами каланов и морских котиков провоцировали целые налеты на Алеутские острова, что запустило торговую деятельность в регионе. В 1804 году И.Крузенштерн и Ю.Лисянский, совершая первое в российской истории кругосветное путешествие, добрались до Аляски. Новый морской путь обеспечил возможность контактов с европейскими колонистами, открыл новый канал отношений между Санкт-Петербургом, Дальним Востоком и Америкой. Постепенно компании, занимавшиеся добычей меха и его продажей, консолидировались, и к 1799 году была образована Российско-Американская Компания (РАК), монополизировавшая торговлю в этом регионе вплоть до 1867 года. В деятельность компании включались все слои общества, ведь в нее вкладывались как купцы, так и аристократическая элита, а русские мужики селились на Аляске, заключая с компанией семилетние рабочие контракты. Большой интерес к освоению Аляски проявили финны. Для многих людей участие в освоении Аляски стало ступенью в карьерной лестнице. Мощную систему компании, вобравшую в себя и черты британских торговых организации, и опыт работы в Сибири, Илья Виньковецкий называет "подрядчиком империи", провозглашая РАК первым русским "Газпромом" из-за сочетания государственного и частного участия. Структуру компании планировали развивать, открывая торговые зоны в Японии и Китае, но в 1860х годах был заложен порт Владивосток, разработка которого была стратегически выгоднее, и среди морского флота появились идеи о продаже Аляски.Дело в том, что продовольствие, доставлявшееся в Русскую Америку, могли везти либо из Кронштадта (что было неэффективно и долго), либо из Калифорнии (что после Золотой Лихорадки 1849 года требовало огромных затрат). Владивосток же был благоприятно расположен в Евразии, с удобной бухтой, в соседстве с Китаем и Японией. Его развитие было очевидно перспективнее. Денег на разработку двух крупных портов после Крымской войны (1853-56) у государства не было, и российская элита решила сделать ставку на континентальную политику, в которую заморская Аляска не вписывалась. Хотя интересно то, что по секретному договору России и Англии война этот регион не затронула: боевые действия велись на побережье Дальнего Востока, а Аляска оставалась невовлеченной в них, так как все опасались восстания индейского населения.
Взаимодействие европейцев и индейцев на Аляске — также очень важная тема как книги рассказчика, так и прошедшего доклада. Торговые компаниихотели от индейцев подчинения, но действия по реализации этого замысла предпринимались очень осторожные. Главные доходы купцы получали от продажи шкур каланов, охотиться на которых могли только индейцы — этому искусству их обучали с детства. Таким образом, алеуты были очень нужны компании, и естественный процесс обрусения(на этом термине докладчик делает особый акцент, отмечая, что это была отнюдь не насильственная русификация) помогал взаимодействию работников компании с индейским населением. В вышеупомянутом труде Илья Виньковецкий разъясняет различия этих двух понятий:
Русификация — это государственная политика, направленная на культурную трансформацию; обрусение — это билатеральный культурный процесс, который регулируется не только властью. Обретение равновесия между импортируемой “русскостью” и культурой местного населения было важной задачей Российско-Американской компании: свои плоды приносило не только поддержание некоторых исконных традиций и навыков, но и менталитет морских офицеров, управлявших делами компании, наполненный европейскими романтическими идеями о сохранении культуры дикарей в ее первозданном виде.
На последовавшей за докладом дискуссии был задан вопрос о том, почему Аляска не оставила следа в горизонтах памяти русской культуры, в отличие от Сибири или других ярких регионов колонизации. Илья Виньковецкий ответил, что много письменных свидетельств об Аляске оставили в своих мемуарах морские офицеры, совершавшие кругосветные путешествия, которые были большим и престижным делом. Курс плавания обычно предполагал, что заход на Аляску совершался после захода на Гавайские острова, и, возможно, Русская Америка при таком контрасте теряла свой экзотизм и не казалась путешественникам столь удивительной. К тому же на Аляске в первой половине 19 века побывало совсем немного европейцев и русских. Например, в рассмотренный период с 1804 по 1867 число русских, живущих на Аляске едва достигало 700 человек.
Декан Факультета истории, Александр Семёнов, выразил несогласие с одним из высказанных докладчиком тезисов, поставив под сомнение прямое участие государства в торговых и экономических операциях Российско-Американской компании. Семенов указал на то, что это скорее ситуация косвенного управления и передачи государственного суверенитета. Он заметил, что российское государство не обладало достаточными ресурсами для обеспечения контроля за деятельностью компании в столь отдаленном регионе, следовательно, сотрудничество частных предпринимателей и государства не было равноценным. В следствие высказанного можно поставить под сомнение специфическое устройство РАК, о котором ранее говорил докладчик.
Также участниками дискуссии обсуждалась тема семейных отношений, сложившихся на Аляске. По уставу РАК, подписанному государем Николаем I, создавалось целое сословие — креолы, которые были детьми европейских или русских мужчин и индейских женщин. После того как отцы уезжали на родину, креолы зачастую оставались сиротами. Также, получая образование, они после отрабатывали свое обучение перед компанией.
Продажа Аляски очень повлияла на карту мира. В США, где недавно закончилась гражданская война (1861-65), все думали о грядущем присоединении Канады к Федерации, то есть покупка Аляски была стратегическим ходом. Ответной реакцией на такие настроения послужила консолидация французских католиков, шотландских и ирландских протестантов. Прежде враждовавшие друг с другом, они объединились, найдя в Америке общего врага. Можно сказать, предполагает Виньковецкий, что благодаря России, Канада стала Канадой. Индейцы Аляски также выражали протест американской экспансии и, после ухода русских, массово перешли в православие. Позднее Русскую Православную Церковь перевели в Сан-Франциско, а затем в Нью-Йорк. Таким образом, колонизация Аляски послужила поводом для основания первого представительства РПЦ и ее распространения в Америке.
История колонизации Аляски — поле для исследований не только специфики русского империализма, но и межкультурного взаимодействия, вопросов политики колониализма и глобальной истории.
Подготовила Ксения Литвиненко.