Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН
Контакты

Адрес:
190068 Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 123 лит А, кабинет 123

Тел. +7 812 644-59-11 *61417

Руководство
Научный руководитель Анисимов Евгений Викторович
Калеменева Екатерина Алексеевна

Руководитель департамента

Ранняя история печатной книги: гуманистические издания XV–XVI вв. (интеллектуальные, социальные и технологические аспекты)

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс освещает историю европейского книгопечатания от его возникновения до формирования современного облика печатной книги в конце XVI в. Лекционные и семинарские занятия не предполагают последовательного изложения событий, биографий и тенденций на протяжении всего рассматриваемого периода, но высвечивают важнейшие темы и поворотные моменты в истории книжного дела, демонстрируя его тесную связь с экономической, социальной и, прежде всего, интеллектуальной жизнью эпохи, рассматривая печатную книгу одновременно как свидетельство и фактор ее важнейших процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов фундаментальных знаний о возникновении и развитии в Европе XV–XVI вв. книгопечатания как формы представления и распространения информации, экономических, технологических, интеллектуальных условиях книгоиздательской деятельности; знакомство с актуальными теоретическими проблемами истории печатной книги; развитие навыков анализа визуальных и содержательных особенностей печатных изданий как источников по истории науки, образования и других аспектов культуры изучаемой эпохи; знакомство с важнейшими библиографическими ресурсами и электронными библиотеками изданий XV-XVI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен иметь общие представления о технологии изготовлении книги ручного пресса, об устройстве типографии и принципах ее работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен понимать предпосылки возникновения книгопечатания в Европе.
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать основные тенденции в развитии печатной книги начального периода, понимать специфику печатной книги как носителя информации и ее отличия от рукописной книги.
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать имена, особенности биографии и издательской программы западно- и восточноевропейских книгопечатников XV–XVI вв. (не менее 10 имен).
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь анализировать старопечатные издания как свидетельства истории культуры, экономики и общества.
  • В результате освоения дисциплины студент должен понимать взаимосвязь истории книги с интеллектуальной историей и особенно – роль гуманистов в развитии книгопечатания.
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь анализировать структуру старопечатной книги, знать разновидности паратекста печатных изданий.
  • В результате освоения дисциплины студент должен владеть начальным аппаратом и терминологией библиографического описания издания и экземпляра издания старопечатной книги.
  • В результате освоения дисциплины студент должен владеть информационным поиском в библиографии изданий XV–XVI вв. (знать и использовать важнейшие каталоги и электронные ресурсы).
  • В результате освоения дисциплины студент должен иметь представления о фондах западноевропейской старопечатной книги в крупнейших российских библиотеках, источниках их формирования и перспективных направлениях изучения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе
  • 2. Работа типографии
  • 3. Старопечатная книга: форма
  • 4. Старопечатная книга: текст
  • 5. Старопечатная книга: паратекст
  • 6. Информационный поиск: от гуманистической библиографии к электронным базам данных
  • 7. Гуманист в мире печатной книги
  • 8. Экономика книги и регулирование издательской деятельности
  • 9. Западноевропейская книга XV-XVI вв. в библиотеках России: источники, фонды, перспективы изучения (в библиотеке)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
    Требования к эссе: - оригинальность (текст должен быть написан студентом самостоятельно и отражать его понимание выбранной проблематики, системный взгляд, исследовательские навыки, творческий подход); - логичность и системность (текст должен иметь ясную мысль, которая подкреплена аргументами и анализом кейсов; тема должны быть раскрыта ясно и последовательно); - необходимо наличие цитат и ссылок на источники (они должны быть оформлены по ГОСТ); - работа может содержать иллюстрации, если они необходимы для раскрытия мысли (если в эссе есть картинки, должны быть указаны автор, название, год создания работы) - объем – не менее 10 тыс. печатных знаков и не более 20 тыс. (с учетом пробелов, сносок и библиографии). - тема эссе самостоятельно формулируется студентом на основе проблематики учебного курса и его основных разделов и должна быть согласована с преподавателем не позднее середины курса (5-ой лекции); преподаватель рекомендует литературу для углубленного знакомства с темой, но окончательный выбор источников остается на усмотрение студента. В работе не должно быть плагиата. Плагиатом считается использование чужого текста (вплоть до одного предложения!) без ссылки на источник заимствования текста. Необходимо написать развернутое рассуждение и оригинальное рассуждение по одной из предложенных тем курса. Эссе должно включать в себя краткий экскурс в суть выбранной проблематики (на основе изучения научных публикаций – не менее пяти) и дальнейшее авторское размышление, раскрывающее индивидуальный взгляд студента на этот вопрос, с опорой на первоисточники – печатные издания XV-XVI вв. (не менее двух, кроме особых случаев, оговоренных в списке примерных тем). Тезисы должны подкрепляться конкретными примерами и анализом кейсов. Приветствуется рассмотрение темы с нескольких точек зрения, а также предложение оригинальных идей. Текст эссе в электронном виде должен быть прислан на электронную почту преподавателя mlsergeev@hse.ru не позднее 13 июня (дата последнего занятия по курсу). Результаты проверки работ будут известны не позднее 17 июня. Работы, получившие оценку 0-5, можно пересдать, предварительно обсудив с преподавателем сданный ранее текст и необходимость изменения темы. Крайний срок пересдачи – 27 июня; выставление оценок (с понижением на 2 балла от стандартной схемы оценивания) – не позднее 30 июня.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Работа на семинарах + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн , перевод с английского И. О. Тюриной. — Москва : Академический Проект, 2018. — 443 с. — ISBN 978-5-8291-2197-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132834 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Щелкунов, М. И.  Искусство книгопечатания в его историческом развитии / М. И. Щелкунов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 267 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13494-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543832 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна