• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

History and culture of the Jewish identity in Eastern Europe

2018/2019
Учебный год
ENG
Обучение ведется на английском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Course Syllabus

Abstract

История и культура евреев Восточной Европы остается одной из самых востребованных и быстроразвивающихся областей гуманитарных исследований в последние десятилетия. Это комплексное исследовательское поле, включающее в себя усилия историков, филологов, лингвистов, фольклористов, антропологов, социологов, историков искусства и т. д. Изучение истории и культуры евреев Восточной Европы – это не только интересная исследовательская область, являющаяся ключом к пониманию многих исторических процессов в России и сопредельных странах. Это образцовая модель для многих современных дисциплин, таких, например, как изучение меньшинств и диаспор, изучение городского фольклора, история национальных движений и т. п. Например, изучение идиша стало, во многом, основой для возникновения и развития социолингвистики. Курс позволяет с одной стороны получить конкретные знания в области истории и культуры евреев Восточной Европы – важной страницы в истории России и Советского Союза, с другой, на конкретном материале еврейской истории и культуры получить навыки в области истории, культурной антропологии, социолингвистики, истории искусства.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • сформировать на примере истории евреев Восточной Европы у студентов понимание того, как происходит формирование культурных и политических институтов меньшинств и диаспорных групп;
  • познакомить студентов с памятниками истории, культуры, искусства и литературы евреев Восточной Европы – одной из наиболее оригинальных и наименее известных культур Европы
  • познакомить студентов с общими принципами иудаики
  • сформировать у студентов общее представление об основных процессах и наиболее значимых событиях еврейской истории в России
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владение основными теоретическими концептами: меньшинство, народ, диаспора,
  • Основные концепты, описывающие жизнь позднесредневекового города
  • Основные понятия социолингвистики
  • Основные жанры фольклора. Фольклор как исторический источник
  • Основные жанры народного искусства. Понятие вернакулярной архитектуры
  • Народный бестиарий. Взаимодействие устной и книжной традиции. Фольклорная иконография.
  • Народная книга. Книжность как фольклорный жанр
  • Основные жанры повествовательного фольклора. Их бытование
  • Фольклорная музыка и world music. Заимствования и влияния.
  • Классический авангард и поиск национального искусства «Примитивы» как источник вдохновенния
  • Мистериальный театр. Еврейская культура как источник европейской архаики
  • Взаимоотношение профессиональной и народной литературы. Изменение концепции авторства
Course Contents

Course Contents

  • Основные черты еврейской культуры в Восточной Европе. Что такое еврейская Восточная Европа: границы и внутренние структуры
  • Социальная и религиозная жизнь в местечке
  • Идиш и другие языки в местечке
  • Еврейский фольклор и фольклористика
  • Еврейское народное искусство. Синагоги. Народная архитектура
  • Декорированные надгробия. Традиционная символика.
  • Народная книга. Жанры народной литературы. Элийогу Левита и «Бовебух». Цейне-Рейне. Хасидская литература.
  • Народные сказки. Волшебные сказки. Легенды. Былички, суеверия и демонология.
  • Традиционная и современная клезмерская музыка.
  • Еврейское народное искусство. Традиции и инновации.
  • Народный театр. Пуримшпили.
  • Еврейский фольклор и классическая литература на идише.
  • Еврейское народное искусство и аван-гардж. Шагал, Лисицкий и художники «Культур-лиги».
  • Заключение. Специфика еврейской культуры Восточной Европы
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking семинарские занятия
    На семинарских занятиях каждый студент должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию литературы, указанной к прочтению для соответствующего семинара, продемонстрировать умение обобщать и критически анализировать прочитанное.
  • non-blocking Устный доклад
    студент готовит и выступает с устным докладом продолжительностью около 10 минут. В докладе студенты должны рассказать об одном источнике (по выбору студента). Тема доклада предварительно согласуется с преподавателем. Доклад может сопровождаться демонстрацией слайдов.
  • non-blocking Эссе + защита эссе
    выполняется студентом дома, ее объем составляет 1,5-2 тыс. слов. В работе студенты должны проанализировать несколько исследований и источников (выбор темы – по усмотрению студента по согласованию с преподавателем). Предметом анализа в работе должно стать выявление характерных черт еврейской культуры в данных источниках, а также их анализ в существующих исследовательских . Работа должна содержать библиографические ссылки и список литературы. Устный экзамен – проводится в форме публичной защиты представленного эссе.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.4 * семинарские занятия + 0.4 * Устный доклад + 0.2 * Эссе + защита эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Tracy G Klirs. (1992). The Merit of Our Mothers : A Bilingual Anthology of Jewish Women’s Prayers. Cincinnati: Hebrew Union College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975303
  • Weinreich, B., & Yivo Institute for Jewish Research. (1997). Yiddish Folktales (Vol. 1st Schocken pbk. ed). New York: Schocken. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=739748

Recommended Additional Bibliography

  • An-Ski, S., Werman, G., & Roskies, D. G. (2002). The Dybbuk : And Other Writings. New Haven: The New Yiddish Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=825841
  • Frieden, K. (2005). Yekhezkel Kotik. Journey to a Nineteenth-Century Shtetl: The Memoirs of Yekhezkel Kotik. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC80EAC6
  • Hundert, G. D. (2004). Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century : A Genealogy of Modernity. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108488
  • Roth, L., & Valman, N. (2014). The Routledge Handbook of Contemporary Jewish Cultures. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=850083