• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Revolution and Political Violence in Central Europe. The Deluge of 1919

Gužvica S.

Europe-Asia Studies. 2023. Vol. 75. No. 8. P. 1419-1421.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Bordere in 1617-1618

Selin A. A.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2023. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

History and culture of the Jewish identity in Eastern Europe

2018/2019
Academic Year
ENG
Instruction in English
5
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Дымшиц Валерий Аронович

Дымшиц Валерий Аронович

Course Syllabus

Abstract

История и культура евреев Восточной Европы остается одной из самых востребованных и быстроразвивающихся областей гуманитарных исследований в последние десятилетия. Это комплексное исследовательское поле, включающее в себя усилия историков, филологов, лингвистов, фольклористов, антропологов, социологов, историков искусства и т. д. Изучение истории и культуры евреев Восточной Европы – это не только интересная исследовательская область, являющаяся ключом к пониманию многих исторических процессов в России и сопредельных странах. Это образцовая модель для многих современных дисциплин, таких, например, как изучение меньшинств и диаспор, изучение городского фольклора, история национальных движений и т. п. Например, изучение идиша стало, во многом, основой для возникновения и развития социолингвистики. Курс позволяет с одной стороны получить конкретные знания в области истории и культуры евреев Восточной Европы – важной страницы в истории России и Советского Союза, с другой, на конкретном материале еврейской истории и культуры получить навыки в области истории, культурной антропологии, социолингвистики, истории искусства.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • сформировать на примере истории евреев Восточной Европы у студентов понимание того, как происходит формирование культурных и политических институтов меньшинств и диаспорных групп;
  • познакомить студентов с памятниками истории, культуры, искусства и литературы евреев Восточной Европы – одной из наиболее оригинальных и наименее известных культур Европы
  • познакомить студентов с общими принципами иудаики
  • сформировать у студентов общее представление об основных процессах и наиболее значимых событиях еврейской истории в России
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владение основными теоретическими концептами: меньшинство, народ, диаспора,
  • Основные концепты, описывающие жизнь позднесредневекового города
  • Основные понятия социолингвистики
  • Основные жанры фольклора. Фольклор как исторический источник
  • Основные жанры народного искусства. Понятие вернакулярной архитектуры
  • Народный бестиарий. Взаимодействие устной и книжной традиции. Фольклорная иконография.
  • Народная книга. Книжность как фольклорный жанр
  • Основные жанры повествовательного фольклора. Их бытование
  • Фольклорная музыка и world music. Заимствования и влияния.
  • Классический авангард и поиск национального искусства «Примитивы» как источник вдохновенния
  • Мистериальный театр. Еврейская культура как источник европейской архаики
  • Взаимоотношение профессиональной и народной литературы. Изменение концепции авторства
Course Contents

Course Contents

  • Основные черты еврейской культуры в Восточной Европе. Что такое еврейская Восточная Европа: границы и внутренние структуры
  • Социальная и религиозная жизнь в местечке
  • Идиш и другие языки в местечке
  • Еврейский фольклор и фольклористика
  • Еврейское народное искусство. Синагоги. Народная архитектура
  • Декорированные надгробия. Традиционная символика.
  • Народная книга. Жанры народной литературы. Элийогу Левита и «Бовебух». Цейне-Рейне. Хасидская литература.
  • Народные сказки. Волшебные сказки. Легенды. Былички, суеверия и демонология.
  • Традиционная и современная клезмерская музыка.
  • Еврейское народное искусство. Традиции и инновации.
  • Народный театр. Пуримшпили.
  • Еврейский фольклор и классическая литература на идише.
  • Еврейское народное искусство и аван-гардж. Шагал, Лисицкий и художники «Культур-лиги».
  • Заключение. Специфика еврейской культуры Восточной Европы
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking семинарские занятия
    На семинарских занятиях каждый студент должен быть готовым ответить на вопросы по содержанию литературы, указанной к прочтению для соответствующего семинара, продемонстрировать умение обобщать и критически анализировать прочитанное.
  • non-blocking Устный доклад
    студент готовит и выступает с устным докладом продолжительностью около 10 минут. В докладе студенты должны рассказать об одном источнике (по выбору студента). Тема доклада предварительно согласуется с преподавателем. Доклад может сопровождаться демонстрацией слайдов.
  • non-blocking Эссе + защита эссе
    выполняется студентом дома, ее объем составляет 1,5-2 тыс. слов. В работе студенты должны проанализировать несколько исследований и источников (выбор темы – по усмотрению студента по согласованию с преподавателем). Предметом анализа в работе должно стать выявление характерных черт еврейской культуры в данных источниках, а также их анализ в существующих исследовательских . Работа должна содержать библиографические ссылки и список литературы. Устный экзамен – проводится в форме публичной защиты представленного эссе.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.4 * семинарские занятия + 0.4 * Устный доклад + 0.2 * Эссе + защита эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Tracy G Klirs. (1992). The Merit of Our Mothers : A Bilingual Anthology of Jewish Women’s Prayers. Cincinnati: Hebrew Union College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1975303
  • Weinreich, B., & Yivo Institute for Jewish Research. (1997). Yiddish Folktales (Vol. 1st Schocken pbk. ed). New York: Schocken. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=739748

Recommended Additional Bibliography

  • An-Ski, S., Werman, G., & Roskies, D. G. (2002). The Dybbuk : And Other Writings. New Haven: The New Yiddish Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=825841
  • Frieden, K. (2005). Yekhezkel Kotik. Journey to a Nineteenth-Century Shtetl: The Memoirs of Yekhezkel Kotik. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC80EAC6
  • Hundert, G. D. (2004). Jews in Poland-Lithuania in the Eighteenth Century : A Genealogy of Modernity. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108488
  • Roth, L., & Valman, N. (2014). The Routledge Handbook of Contemporary Jewish Cultures. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=850083