• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось заключительное заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"

10-го декабря 2022 года в 18:00 состоялся последний семинар "Интермедиальности литературы" в рамках научно-учебной группы "Трансмедиальные исследования литературы". Докладчицей выступила Лариса Муравьёва, к. ф. н., независимый исследователь (Тель-Авив) с докладом "От автофикшна к автомедиальности: как медиа влияют на современные автобиографические нарративы". Заседание, длившееся более двух часов, модерировала участница НУГ Василиса Попова.

Докладчица представила (не)классические определения автофикшна и его особенности на современном книжном рынке, указав на необходимость переосмысления терминологии в свете новых художественных практик. Сегодня автофикшн представляет собой неоднородное жанровое пространство, которое балансирует между фикшном и нонфикшном и тем самым выпадает из жанровой дискуссии. Современный автофикшн сближается с практикой жизнеописания в самом широком смысле. 

Автофикшн характеризуется некоторыми чертами, среди которых в докладе были перечислены следующие: особый тематический регистр, связанный с репрезентацией маргинального или трансгрессивного опыта; экспериментальные формы письма и нарратива; переход от приватного к публичному; переосмысление аутентичности жизненного опыта и его легитимизации; выраженная медиарефлексия.

Термин “автомедиальность”, являясь своего рода переходным звеном между автофикшном и интермедиальностью, знаменует собой междисциплинарный подход к жизнеописанию, субъект которого прибегает к разным средствам самопрезентации. Одной из особенностей нового автофикшна становится подмена синтагматической причинно-следственной репрезентации событий, свойственной традиционной нарративной логике, множественным набором данных, свойственных скорее парадигматической логике новых медиа. Автофикшн становится социально доступным жанром. Возникает конкуренция за лучшую форму репрезентации жизнеописания. Вербальность отвечает за событийный опыт, другие медиа апеллируют к телесности, чувственности и повторной переживаемости событий. 

В качестве примеров в докладе рассматривались два современных романа: “Годы” Анни Эрно и “Раз_рыв” Джоанны Уолш. Выбор обусловлен совмещением художественных задач с медиарефлексией в современной литературе. По мнению Ларисы Евгеньевны, автофикшн позиционирует себя как пространство высказывания, в котором репрезентируемый жизненный материал неотделим от рефлексии над формами его медиации. Медиация опыта сама по себе становится событием. Автобиографический нарратив – конструкция, в которой коллективный опыт хранится как база данных. Его актуализация происходит за счет обращения к фотографиям, которые порождают внутренний нарратив, вторичное переживание опыта. В современных автобиографических нарративах жизненный опыт нуждается в завершающих практиках, а также в них рефлексируются способы опосредования, формы присутствия и презентификации прожитого опыта в различных медиа-режимах.

Вероника Алташина (СПбГУ) открыла дискуссию просьбой уточнить, можно ли понимать интермедиальность как рецепцию текста. Идет ли речь о том, что сегодня просто для того чтобы получить некоторую информацию, нужно обращаться к другим медиа? Также был поднят вопрос о связи автобиографии и фотографии: ранее, храня фотографии в альбомах, семья и создавала тем самым собственный автобиографический нарратив. Таким образом оказывается, что автомедиальность фиксирует возвращение к тому, что было прежде. Третье наблюдение Вероники Дмитриевны касалось возможности сопоставления рассматриваемого произведения Анни Эрно с Жоржем Переком (“Je me souviens”) в связи с мотивом коллективной памяти. Лариса Евгеньевна ответила, что интермедиальность – всеохватывающий термин, и современные теоретики проецируют его и на формы присутствия. Информирование в новых медиа и культурной практике несколько различаются. Как только обращение к цифровым каналам хранения информации становится частью художественной практики, становится правомерным понимать это как интермедиальность. Со вторым и третьим наблюдениями докладчица согласилась: автобиография и фотография давно шли рядом, но в этом поле многое ещё предстоит изучить, а Анни Эрно и Жорж Перек – тема множества интересных исследований, сравнивающих их. 

Екатерина Калинина (МГУ) поинтересовалась, может ли отказ Анни Эрно от публикаций фотографий в пользу их экфрастического изложения работать на смещение акцента с “Я” на “МЫ". Личная фотография – акцентированное “Я”. Л. Е. Муравьева пояснила, что при отсутствии самих фотоизображений в тексте любой читатель спроецировал себя на место отсутствующего снимка. В самой структуре произведения фотография закрепляет за собой репрезентирующую функцию. 

Полина Автаева (СПбГУ) поделилась наблюдением о частых дискуссиях, включающих в себя взаимодействие литературы и фотографии, а не других медиа (музыки или видеоматериалов). Связано ли это с неготовностью репрезентировать иной, нефотографический опыт в литературе? Лариса Евгеньевна не была готова подтвердить или опровергнуть этот тезис за неимением статистики, предположив, что такие исследования ведутся. Руководитель НУГ Иван Делазари, как аудионарратолог, вставил замечание о засилии визуальности, а Василиса Попова подтвердила это наблюдение с позиции здравого смысла: обычно кажется, что зрение является основным каналом взаимодействия человека с окружающей средой. 

Анастасия Муратова (НИУ ВШЭ) задалась вопросом о том, что может происходить, когда субъект смотрит на собственную фотографию: моментальное возвращение пространственного или эмоционального положения? Лариса Евгеньевна ответила, что этой проблемой занимается скорее феноменология, чем нарратология. В автомедиальности акцент репрезентации субъективности смещается на эмоции, ощущения, связанные со снимком. Дальнейший обмен репликами касался трансгресии фотографических границ и соотношением у Эрно фотографического медиума и хронологической структуры повествования, нарративности одиночных изображений (с отсылкой к переведенной участниками НУГ статьей Вернера Вольфа «Трансмедиальная нарратология: Теоретические основы и практика применения»). В финале дискуссии участница НУГ Юлия Воробьева (НИУ ВШЭ) предложила для сравнения фотографический слой текстов В. Г.  Зебальда, в ответ на что были отмечены как отличия между этим автором и Арно, так и плодотворность самого сравнения.