Состоялось одиннадцатое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"
26-го ноября 2022 года в 18:00 состоялся одиннадцатый по счету онлайн-семинар «Интермедиальность литературы» под эгидой научно-учебной группы «Трансмедиальные исследования литературы». С докладом «О мультимодальности всего» выступил Иван Делазари, руководитель НУГ. Дискуссию координировала участница НУГ Валерия Ефимова (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург). Лейтмотивом заседания стала категория мультимодальности и ее отражение в различных медиа.
Прежде всего, докладчик акцентировал внимание участников семинара на нескольких модусах человеческого восприятия, относящихся к телесности: зрение, слух и так далее, а также на одновременности их возникновения. Таким образом, рецепция происходит за счет комбинации нескольких медиальных опосредований, что подчеркивает роль человеческого тела как главного медиума между внутренним и внешним и указывает на тотальность мультимодального опыта. Примечательно, что получаемая информация всегда погружена в определенный контекст, из которого складывается картина мира, потому, например, незрячий человек также способен воспринимать образы, просто с помощью других сенсорных средств.
Далее докладчик заметил, что терминология интермедиальной теории страдает некоторой избыточностью: мультимедийность, мультимедиальность, плюримедиальность, мультимодальность… С мультимедийностью обычно ассоциируются технические средства передачи информации, апеллирующие к нескольким сенсорным модусам (например, домашний кинотеатр, но и простой телевизор). Плюримедиальность описывает такие устоявшиеся в культуре медиа, где сигнал проходит по нескольким семиотических каналам, у которых есть свои традиционные формы расследования (например, опера соединяет музыку, слова, сценографию). Наконец, мультимодальность представляет собой ту же ситуацию передачи сигнала, однако акцент ставится на восприятии, позиции реципиента: термин позволяет избежать тавтологии и не говорить о мультимедиальных или мультимедийных медиа и вместе с тем включать в поле нашего внимания не только плюримедиальность (опера = музыка + литература + сценическое искусство), но и медиа, которые используют несколько систем означивания и более одного из пяти чувств, но рассматриваются как монолитные (литература, вербальное включает в себя визуально-графическую и аудиально-фонетическую стороны).
Кроме того, можно также утверждать, что мультимодальна не только рецепция, но и все медиа, что докладчик продемонстрировал на примере телепьесы С. Беккета «Призрачное трио», ее опубликованной литературной версии и телепостановки. Телеспектакль состоит сразу из нескольких компонентов: изображение, текст, человеческое тело, голос, музыка, даже «звучащая тишина» и так далее, то есть его мультимодальность не вызывает сомнения. Однако примечательно и то, как выглядит печатный текст пьесы. Частью художественного сообщения (казалось бы, мономодального медиума, то есть литературы) является рисунок, схема пространства действия. Таким образом, реципиент вынужден от процесса чтения перейти к процессу «внутреннего режиссирования», что подчеркивает мультимодальность всего: как человеческого восприятия, так и различных медиа.
Обсуждение началось с вопроса участницы НУГ Юлии Воробьевой (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) о словоцентричности мультимодальной теории: можно ли уйти от вербальности в гуманитарном знании и существуют ли медиа, где текст вынесен на второй план или совсем отсутствует? И. А. Делазари подтвердил, что присутствие текста в акте медиации неизбежно, так как человек почти не может существовать вне словесного пространства. Докладчик также дополнил свое сообщение разделением медиа на «старые», которые опираются на историко-культурную традицию, и «новые» (например, комикс), признанные относительно недавно и не успевшие, в отличие от вербальной литературы, где иллюстрации допустимы, но не являются обязательными и лежат за границами самого произведения, начать восприниматься как мономодальное искусство. Дискуссию продолжила еще одна представительница НУГ Ксения Дергунова вопросом о том, можно ли «потрогать картину», то есть использовать другой способ медиального взаимодействия с объектом, чтобы перевести его в категорию мультимедиального. Докладчик отметил, что при рецепции арт-объекта, в данном случае картины, нужно учитывать обычно выносимое за скобки пространство, в котором объект находится, и еще и вариативные, но не убираемые «шумы»: окружение, экскурсоводы, зрители и так далее. Таким образом, если учитывать всё, что сопровождает акт восприятия, можно говорить о мультимодальности картины (которая, в теории, представляет собой самый мономодальный медиум). Так, мультимодальное восприятие человека всегда регистрирует контексты, «помехи» и мир вокруг, которые являются неотъемлемой частью рецепции. Наконец, Дарья Никифорова (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) задалась вопросом о взаимосвязи мультимодальности и такого явления как синестезия. Иван Андреевич указал на отсутствие теоретической базы, объясняющей синестезию и принципы ее работы, из-за чего она воспринимается как аномальная обыденность и теоретически мало осмысляется. Согласно докладчику, причина кроется в том, что человеку свойственно выделять один, доминирующий орган чувств, а комбинацию нескольких каналов сенсорного восприятия игнорировать.