• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Зловещая долина": результаты опроса

Наш опрос опирался на исследование  A. Reuten, M. Dam and M. Naber «Pupillary Responses to Robotic and Human Emotions: The Uncanny Valley and Media Equation Confirmed» . В ходе эксперимента ученые задавали участникам вопросы относительно восьми фотографий роботов. Среди них были и те, что мы задали нашим респондентам:
Насколько представленное существо похоже на человека?
Насколько представленное существо кажется вам жутким?

Респондентам следовало оценить изображения по шкале от 1 до 10. На диаграмме (см. Иллюстрацию 1) вы можете увидеть порядок изображений, отражающий степень подобия человеку по возрастанию, а также зависимость степени “жуткости” робота от его схожести с человеком. Чем ниже падает линия графика, тем более грозным казалось механическое лицо.

Традиционно в подобных экспериментах «зловещей долиной» называется та нисходящая часть графика, где степень отвращения и неприязни к человекоподобному существу возрастает по мере роста подобия и резко снижается, когда существо максимально приближается к человеческому обличию (см. Иллюстрацию 2) Однако в ходе нашего небольшого опроса «зловещая долина» обнаружилась трижды: в изображениях WE-4RII, FACE и Saya.

Уникальность человекоподобного робота состоит в лиминальности его положения между живым существом и механизмом. Возникшие в литературе XIX века образы автоматов пугали читателей благодаря той неопределенности, которая возникала при описании незнакомого существа. Этот эффект был описан в исследовании Леви-Стросса, обратившего внимание на чувство неопределенности и страха, возникающих из-за невозможности распознать намерения существа из-за спрятанного за маской лица:

“Маска временно исключила из социального общения ту часть тела, благодаря которой, как считалось издавна, раскрывались личные чувства и намерения индивида. Лицо — это орган, с помощью которого «я» и общество осуществляют наибольшую часть коммуникации, в которую они вовлечены, причем не только языковой, но и паралингвистической” (Levi-Strauss 1961).

По всей видимости, невозможность распознать угрозу в статичном механическом лице и вызывает чувство страха. Автоматы романтической эпохи становятся пограничной зоной между одушевленным и неодушевленным, между способностью порождать и копировать, между организмом и механизмом. Представляется, что «жуткое» возникает именно на этих границах.

Литература:

  1. Levi-Strauss, Claude «The Many Faces of Man», World Theatre, 1961. P. – 3-61