• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось десятое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"

4-го ноября 2022 года в 16:00 состоялся десятый онлайн-семинар “Интермедиальность литературы” под эгидой научно-учебной группы “Трансмедиальные исследования литературы” на тему “Слушать и (или) читать: как филологи исследуют музыкальные концептуальные альбомы”. В качестве докладчика выступил один из исполнителей проекта НУГ Артём Рыжков, магистр филологии, выпускник программы “Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах” Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ. Дискуссию координировала Валерия Ефимова.

Своё выступление докладчик начал с напоминания о сути основной гипотезы проекта НУГ “Литературность в современных художественных медиа”, которая заключается в утверждении, что некоторые категории словесного искусства трансмедиальны, то есть медиа-независимы, и проявляются в других искусствах. Частной проблемой в рамках такого подхода,  по мнению А. А. Рыжкова, являются исследования песенной поэзии, которые можно отнести к естественной сфере научного интереса филологов. 

В ходе доклада были затронуты предпосылки возникновения концептуальных альбомов,  обусловленные увеличением размера воспроизводимого записанной музыки на одном носителе с появлением долгоиграющих пластинок в середине XX века: теперь на двух сторонах винилового диска умещалось гораздо больше музыкального материала. Технологический прогресс привел к формированию альбомного мышления, и песня стала восприниматься как часть целого, характеризующегося заданной последовательностью треков друг за другом. Еще один фактор появления концептуальных альбомов связан с желанием исполнителей создавать более сложные произведения, которые могли бы претендовать на меньшую легковесность и большую художественную ценность. Докладчик отметил отсутствие внятного определения феномена концептуальных альбомов и предложил основанное на изучении западных  и  отечественных работ собственное определение данного явления. Ключевыми компонентами этого определения стали заданная последовательность треков, тематическое единство и авторская интенция.
 

Ввиду разнородности и обширного количества альбомов, которые считаются концептуальными, А. А. Рыжков предложил разделить их на три типа: литературные (вербальный медиум является важнейшим фактором циклизации), музыкальные (за концептуальное единство альбома отвечает музыкальный медиум) и смешанные (медиумы в равной степени определяют целостность произведения). Используя теоретическое разграничение Жерара Женетта между конститутивным и кондициональным режимами литературности, исследователь указал на то, как музыкальный альбом способен при определенных условиях переходить в область  литературы. Литературные категории становятся присущими и другим медиа, в том числе музыке. Затем докладчик проиллюстрировал свои суждения альбомом “1190”  дуэта  “Аигел”, тематика которого была связана с рефлексией участницы дуэта Айгель Гайсиной об опыте взаимодействия с тюремной системой в России.  Исследователь определил этот альбом как литературный и выделил несколько нарративных уровней: единое событие (опыт столкновения с судебной и правоохранительной системой), 10 историй, рассказанных в 10 треках, образующих наррацию благодаря заданной последовательности. В свою очередь процесс проигрывание альбома является исполнением, презентацией наррации. Артём Рыжков выделил несколько нарраторов в концептуальном альбоме, первичного (главная героиня альбома) и вторичных (другие персонажи), продемонстрировав множественность диегетических нарраторов при единстве недиегетического (исполнительница песен). На примере треков докладчик продемонстрировал, как различаются нарраторы и как они вступают во взаимодействие друг с другом на вербальном и исполнительском уровнях. Артём Александрович подчеркнул  важность пластического (исполнительского) плана фокализации для исследования музыкальных альбомов. 

Дискуссию открыл вопрос участницы НУГ Ксении Дергуновой (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург): насколько принципиален компонент заданной последовательности треков в концептуальных альбомах, учитывая что реципиент способен слушать треки в хаотичном порядке? В ответ было сказано, что последовательность треков принципиальна для того типа слушателя, который осознанно подойдёт к восприятию альбома и будет иметь установку на рассмотрение его как целостности, тогда как для слушателя, случайно услышавшего трек, концептуального альбома просто не будет существовать. Для исследователя же последовательность будет играть роль в том случае, если он ставит перед собой задачу показать важность установленного автором порядка треков. Паулина Жильцова  (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) задалась вопросом о том, почему исследователь предлагает филологам обратить внимание  на литературные музыкальные альбомы, а не смешанные. Артём Рыжков согласился с тем, что филологи вполне могут изучать смешанные концептуальные альбомы, редуцируя музыковедческую составляющую, что и практикуется отечественными и западными исследователями. Затем Елизавета Баженова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) поинтересовалась, может ли концептуальность быть характерной чертой для всего творчества исполнителя, а не только для частного альбома. Докладчик ответил утвердительно и отметил, что многие исполнители мыслят себя в категориях концептуальных альбомов и других не выпускают. В качестве примера Артём упомянул российскую фолк-рок  группу “Мельница”.

Руководитель НУГ Иван Делазари (НИУ ВШЭ) заметил, что концептуальность с точки зрения музыкальной составляющей иногда сводится к стилю или саунду группы, ограниченному набору композиционных и исполнительских приемов, которыми она пользуется. Именно по этой причине любой альбом может являться концептуальным на пластическом уровне. Он также отметил, что в исследовании музыкальной составляющей на передний план выходит лейтмотив, категория, отвечающая за музыкальную нарративность. А. А. Рыжков согласился с тем, что в исследовании музыкальной составляющей концептуальная рамка может быть менее четко выражена, однако для литературных альбомов характерна несколько большая определенность. Исследователь ещё раз подчеркнул, что его выступление касалось, прежде всего, литературности альбомов. Юрий Доманский (РГГУ) высказал мысль о том, что не только любой альбом, но и любой цикл является концептуальным, даже если речь идет об индивидуально составленной подборке песен. Изучение же альбомов должно происходить не только в на уровне повествовательности, но и на уровнях изотопии, пространственно-временного континуума, специфики субъекта. Артём Рыжков подчеркнул, что несмотря на размытость понятия, обозначение альбома как концептуального является удобной рамкой для систематизации и исследования содержащегося в нем материала. И. А. Делазари напомнил о категории “отграниченности” как одной из составляющих лотмановского опреления текста и предложил применить этот критерий и здесь, коль скоро альбом есть изданный и растиражированный, а не произвольно составленный ad hoc набор треков. Он также согласился с Ю. В. Доманским в том, что любую музыкальную подборку можно назвать концептуальной. В заключение А. А. Рыжков отметил, что отграниченность в случае литературы более показательна и понятна, и определить музыкальные границы по ряду причин сложнее, однако применение этого понятие не к книгам, а к музыкальным дискам возможно и служит еще одним аргументом в пользу литературности музыкального медиума.