Состоялось первое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы" в новом учебном году
26 сентября состоялся восьмое по счету открытое заседание научно-учебной группы «Трансмедиальные исследования литературы» (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) и первый в новом учебном году семинар «Интермедиальность литературы», который продолжил знакомить слушателей с индивидуальными проектами участников НУГ. В режиме круглого стола с короткими сообщениями выступили Валерия Ефимова, Дмитрий Токарев и Василиса Попова. Дискуссию координировала Ксения Дергунова. Лейтмотивом заседания стали «новые» медиа: кинематограф, фотография и арт-сериал.
Докладом «Сюрреализм в русскоязычном кинематографе» Валерия Ефимова подчеркнула, что сюрреализм как течение акцентирует внимание не на форме бытования, а, прежде всего, на репрезентации бессознательного, что ведет к апроприированию сюрреализмом разных типов медиа. Кино при этом становится не только бунтом против буржуазной традиции, но и очередным инструментом конструирования сюрреального мира. На примере двух культовых фильмов В. Ефимова продемонстрировала, что элементы сюрреализма в кино используются как способ критического осмысления русскоязычного пространства. Исследовательница также выделила эротические, но десексуализированные образы, парадокс эмоций и концепцию чудесного как отличительные черты русскоязычного сюрреалистского кинематографа. В ходе короткого обсуждения Ксения Дергунова, апеллируя к Платону, предположила, что кинематограф становится способом проникновения в бессознательную реальность. Кроме того, Ксения Дергунова и Дмитрий Токарев задались вопросом о том, можно ли говорить о более поздних произведениях в контексте сюрреализма как исторического течения. Иван Делазари (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) предположил возможность, следуя логике самих сюрреалистов, рассматривать сюрреалистские черты в разных искусствах как особый медиум, который требует разработки и дефиниции.
Семинар продолжил Дмитрий Токарев с докладом «Визуальное изображение в эстетической и онтологической перспективах». Полемизируя с Борисом Гройсом как организатором, куратором и комментатором выставки фотографий Александра Кожева, Д. В. Токарев предложил альтернативный взгляд на эти фотографии, учитывающий вероятные интенции и эстетику русско-французского философа. Согласно Б. Гройсу, в фокусе Кожева находится город с его архитектурой как принципиально безлюдное пространство, что коррелирует с гегельянской концепцией пост-истории. Таким образом, Гройс, организовывая выставку личного архива Кожева, концептуализирует машинный способ съемки и
«расчеловечивающий» взгляд на общество, приписывая его фотографу. В некотором смысле «разоблачая» однобокость восприятия Гройса, Д. В. Токарев обратил внимание слушателей на то, что человек все же присутствует на снимках, так что интерпретация кураторв выставки строится не только на селекции, но и на умолчании и маргинализации части визуальных фактов. По мнению Д. В. Токарева, оптика Кожева скорее аристократическая, то есть эстетизирующая места памяти. Фотография для Кожева становится ритуалом, цель которого – онтологизировать бытие. Посредством фотографирования субъект наделяет картину мира аурой, в терминологии Вальтера Беньямина, то есть создает эссенциальный образ этого мира. Отвечая на вопрос К. Дергуновой в ходе дискуссии, докладчик пояснил, что на фотографиях Кожева мы наблюдаем ритуал путешественника с его остраняющим взглядом. Так, Кожев не печатал свои снимки, на что обратила внимание Алена Кокуева (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург), потому что это ритуал не фотографирования, а именно созерцания. Реплика И. А. Делазари содержала предложение смоделировать альтернативную выставку тех же фотографий Кожева, где акценты были бы расставлены в соответствии с результатами исследования Д. В. Токарева.
Завершил заседание доклад Василисы Поповой «Литературность современных арт-сериалов», в ходе которого был представлен анализ пьесы «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло и британского телесериала «Постановка» ( Staged , 2020). Исследовательница подчеркнула, что отличительная черта арт-сериала, прежде всего, заключается в его стремлении отделиться от поп-культуры и интегрироваться в сферу высокого искусства, чем обусловлен интермедиальный перенос ряда особенностей знаменитой пьесы на «Постановку». Произведение Пиранделло направлено на концептуализацию и реализацию идеи синтетического искусства, стирающего границы между вымыслом и реальностью, сценическим пространством и зрительным залом, актерами и персонажами, однако оно все еще ограничено рамками одного события — театрального представления. Пиранделло формулирует новую модель искусства, тогда как арт-сериал с его техническими возможностями оказывается способен ее воплотить и зафиксировать. В качестве примера литературных концепций, апроприированных сериалом, В. Попова выделяет правило трех единств, которое формально в сериале соблюдается, но фактически постоянно нарушается. Кроме того, переосмысливаются приемы остранения и отчуждения с помощью использования виртуального Zoom-пространства, создающего «мультиэкспозицию». Исследовательница также апеллирует к фикциональности, границы которой в «Постановке» крайне размыты. На вопрос И. А. Делазари о степени субъективности приставки «арт» применительно к сериалам докладчица заметила, что арт-сериал включает в себя вполне отчетливо фиксируемую саморефлексию, отсутствие подражательного начала и другие факторы, которые не характерны для основной массы телевизионных сериалов. Отвечая А. Кокуевой, исследовательница подчеркнула, что приставка «арт» также акцентирует внимание на мультимодальных аспектах произведения. Завершила дискуссию К. Дергунова, предположив, что арт-сериал в этом смысле продолжает, прежде всего, литературную традицию, на что В. Попова отметила, несмотря на его близость к литературе и театру, феномен арт-сериала представляет собой, скорее, именно слияние нескольких медиумов.