• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось шестое открытое заседание НУГ "Трансмедиальные исследования литературы"

21-го мая 2022 года состоялся шестой семинар научно-учебной группы “Трансмедиальные исследования литературы”. С докладом выступила Юлиана Каминская , кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ. На семинаре она рассказала о немецких кабаре 1920-х и 1930-х годов и самобытных театрализованных представлениях времен зарождающегося тоталитаризма. Заседание модерировала Ксения Дергунова.

Литературные кабаре представляли собой подвальные помещения с деревянными столами, простыми стульями, полотнами на стенах, небольшой сценой, занавес на которой закрывался вручную, без механизма. По одной из версий, само название “кабаре” произошло от названия тарелки, которая для облегчения сервировки разделена на несколько секций. Несмотря на то, что многие секреты мастерства кабаретистов утрачены и дошли до наших дней лишь в виде отрывочных словесных описаний, представления такого рода по-своему актуальны и сегодня. 

Изначально кабаре сочетало в себе художественные средства и формы, присущие литературе, театру, музыке и танцу: на тесной сцене, а то и в прокуренном зале кабачка артисты читали стихи, пели юмористические куплеты, ведя импровизированный диалог с публикой о самых насущных вопросах. Отличительная черта кабаре – саморефлексия. Плюримедиальность и мультимодальность представлений позволяла присутствующим ощутить взаимосвязь традиционных “высоких” искусств в их подвижных, рушащихся на глазах границах.

Прежде всего кабаре исполняло развлекательную функцию: оно позволяло людям ненадолго забыть о страшной политической реальности и гнетущей атмосфере снаружи. Позднее искусство кабаре станет все более ангажированным и провокационным. Поэзия, произносимая со сцены, все чаще содержала критику режима. К началу 1930-х многие кабаре уже представляли собой своеобразные антитоталитарные пространства. В этом смысле важны имена и часто трагические судьбы многих артистов: Фрица Грюнбаума, Эриха Мюзама, Эрики Манн, Альфреда Геншке (Клобунда). Культура кабаре, возникшая во Франции в XIX веке, не ограничилась Западной Европой и также состоялась в России: достаточно вспомнить выступления таких мастеров как: Владимир Маяковский, Давид Бурлюк или Василий Гнедов. 


Дискуссию открыл руководитель НУГ Иван Делазари : есть ли в искусстве кабаре исторически обозримые приемы и черты, которые полностью утрачены в современном медиа-ландшафте? Можно ли говорить о таких элементах интермедиального по сути кабаре-арта, которые свойственны только ему, и как эти элементы проявляются сегодня? Дмитрий Токарев (НИУ ВШЭ) указал, насколько продуктивным может быть не только историко-культурный и интермедиальный, но и компаративный ракурс изучения кабаре: в какой степени немецкие кабаретисты ориентировались на французских, если традиция зародилась во Франции? И прослеживается ли в истории немецких кабаре переход, характерный для эволюции французского кабаре-искусства - от подвальной политизированности эпохи запрета уличного высказывания к уголовно-криминальным мотивам, к которым располагали кабацкие аспекты кабаре-культуры и районы ее распространения в городах? Докладчица и дискуссанты сошлись на том, что в изучении подобных вопросов существуют вдохновляющие на новые изыскания пробелы. Действительно, параллельное изучение двух национальных версий кабаретизма позволят лучше понять обе, а принцип нарушения табу, свойственный как протестной, так и воровской средам, вполне может быть ядром поэтико-перформативного высказывания и общим знаменателем самоидентификации артиста и аудитории. Зрители, как пояснила Ю. Каминская, были одновременно и частью декораций, и активными участниками представления: ведь пространство кабаре не дробилось и в силу ограниченной площади присутствующим давало тот неповторимый опыт непосредственного общения как друг с другом, так и с художественным материалом. Вопрос Анжелики Фишер   касался источников, по которым можно было бы воспроизвести и полнее представить себе номера кабаретистов 1920-1930х гг.: можно ли увидеть нотную запись наряду с текстами исполнявшихся в кабаре песен? Юлиана Владимировна отослала слушателей к книге “Поэты немецкого литературного кабаре” (составитель - Г. В. Снежинская), из которой и черпались поэтические примеры в докладе. Анна Арустамова (Пермский ун-т) завершила дискуссию вопросом об обывателях: звучал ли в выступлениях артистов кабаре мотив маленького человека, и были ли сами зрители - “маленькими людьми”? Из ответа докладчицы cтало ясно, что социология зрительного зала менялась со временем: на заре истории кабаре зрители составляли с выступающими одно цеховое единство, поскольку сами являлись артистами и поэтами. С середине 1910-х годов картина трансформируется, и именно обыватель лежит в основе образа, созданного Иоахимом Рингельнацем, который идентифицировался со своей публикой и лелеял ее, относясь к обывателям с симпатией и пониманием.

Ссылка на запись семинара: https://vk.com/intermediality?z=video-203185186_456239036%2Fvideos-203185186%2Fpl_-203185186_-2